Концепт «работа» в языковой картине мира
Пословицы в системе фольклорных жанров имеют особое значение для репрезентации особенностей национальной картины мира народа, поскольку отражают специфику восприятия и осмысления тех или иных сторон общественной жизни. Анализируя пословичную картину мир, можно составить языковой «портрет» народа, вычленив значимые для его картины мира концепты и языковые репрезентанты. Одним из значимых аспектов пословичной картины русского мира является концепт «работа», поскольку труд являлся неотъемлемой частью народной жизни на каждом этапе общественного развития.
Термин «концепт», активно использующийся в современной психолингвистике, имеет несколько значений, что обусловлено разницей подходов к описанию и вычленению концептов.
В самом общем виде под концептом понимается лингвокультурный компонент смысла, репрезентированный в семантике конкретной языковой единице и отражающий национальную специфику мировосприятия.
В концептах находят отражение разные феномены национальной жизни: менталитет, система взглядов и ценностей, культурные привычки, традиции и обычаи и проч. При этом наиболее значимыми являются те, концепты, которые составляют смысловое «ядро» национальной картины мира и отражают наиболее значимые для данного народа представления в образной, понятийной и ценностной сферах.
Концепт «работа» является не только глубоко национальным для русской концептосферы, но и интернациональным по своей природе, так как встречается в национальной картине мира многих народов. Анализ концепта «работа» в русских паремиях позволяет выявить его составляющие:
- Образный компонент концепта связан с репрезентацией представлений о труде и человеке, занятом физическим трудом, через систему метафор (чаще – зооморфных).
- Понятийный компонент представлен акцентом на деятельностной и результативной природе труда в противовес безделью, праздности, лени.
- Ценностный компонент предполагает оценку результатов труда с точки зрения его качества и пользы.
Анализируя различные паремии с концептом «работа», можно выделить систему семантических компонентов, из которых слагается базовый концепт:
- Работник, связанный с такими семами, как «мотив труда», «сфера деятельности», «уровень мастерства».
- Процесс работы, который включает такие семантические составляющие, как «орудие труда», «качество работы», «продолжительность», «характер работы» и др.
- Результат работы (труда), который предполагает компоненты «итог работы», «характеристика конечного продукта», «законченность, завершенность труда», «удовлетворенность его результатом».
Репрезентация концепта «работа» в пословичной картине мира русского языка
Анализ русских пословиц на тему труда показывает, что первый компонент концепта «работа» («работник») представлен в следующих паремиях: Терпение и труд все перетрут. Где хотенье, там и уменье (мотивация к труду); «Дело мастера боится» (уровень умений); «Мала пчела, да и та работает», «Муравей не велик, а горы копает» (метафорическое обозначение трудящегося). Для русской действительности был актуален коллективный труд, поэтому в пословичной картине мире важен образ коллективного труженика и осуждается праздность в то время, когда другие работают: «Один пашет, а семеро руками машут», «Один с сошкой, а семеро с ложкой».
Процесс работы репрезентирован в следующих паремиях: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»; «Труд кормит, а лень портит», «Поработай до поту, так и поешь в охоту» (представление о работе как о важном деле, части воспитания достойного члена общества, средств избавления от пороков); «Без косы сена не накосишь», «Без котла и каши не сваришь», «Без веретена и пряжи не напрядешь» (орудие труда). Наконец, подконцепт «качество работы» отражен в следующих пословицах: «Поспешишь – людей насмешишь», «Хорошая работа на вес золота», «По работе и мастера ценят (знают)».
Семантический компонент «результаты работы» представлен в паремиях, имеющих значение характеристики результата трудовой деятельности: «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «Посеяно с лукошко, так и взойдет немножко», «Что посеешь, то и пожнешь», «Что летом припасешь, то зимой на столе найдешь», «Летний день год кормит».
Рассмотрев русские паремии с концептом «работа», можно прийти к выводам о содержании и значении этого концепта для лингвистической картины мира русского народа:
- Для русской ментальности работа и труд предстают как залог счастливой и безбедной жизни, противопоставленной несчастью, бедности, праздности.
- Труд выступает мерилом нравственности, главным средством воспитания в человеке ответственности, работоспособности, силы и противопоставляется отрицательным качествам, которые связаны с ленью, бездельем.
- Труд ценится по его результатам, а работник – по усердию и мастерству, которое видно в процессе работы.
- Главное в процессе труда – аккуратность, профессионализм, добросовестность.
- Труд формирует образ достойного человека – работника, умелого, добросовестного, активного, способного к преобразованию жизни.
Таким образом, пословичная картина мира русского народа отражает важность концепта «работа» для формирования национального образа труда и труженика как одних из базовых концептов русской ментальности.