Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рециркуляция лексики в процессе преподавания РКИ

Рециркуляция лексики в процессе преподавания РКИ

Пополнение словарного состава является залогом успешного изучения неродного языка. Языковая практика заставляет каждого, кто говорит на языке, многократно повторять те или иные лексические единицы, что способствует их запоминанию. Однако в процессе коммуникации запоминание новых слов происходит стихийно, без специально поставленных целей. При этом круг лексики, которая запоминается в ходе бытового общения, узок и не всегда соответствует изучаемому лексическому минимуму. Поэтому преподаватель РКИ организует целенаправленную работу по изучению и повторению лексики на постоянной основе.

Определение 1

Рециркуляция лексики представляет собой разновидность ее систематического повторения в ходе изучения лексических минимумов.

В основе рециркуляции лежат принципы регулярности, повторяемости и цикличности, которые проявляются в том, что ученик многократно возвращается к изученным языковым единицам в разных речевых ситуациях и контекстах.

Рециркуляция лексики на занятиях РКИ нуждается в специальной организации, встраивающейся в общие механизмы учебного процесса. При этом преподаватель должен решить следующие задачи:

  1. Организовать систематическое накопление и хранение изученной лексики. Для этого можно использовать традиционные «словарики», которые ведут ученики, также можно воспользоваться сервисами Интернета – электронных платформ, позволяющих структурировать информацию в виде карточек, схем, таблиц и проч.
  2. Включить лексические упражнения в домашнюю работу, что способствует повторению уже изученных лексических единиц.
  3. Определить место и формы повторения лексического материала на самом уроке.

Технология рециркуляции лексики в обучении РКИ

Техника рециркуляции лексики на занятии РКИ зависит не только от состава лексических тем, но и от возраста учеников. С детьми и подростками предпочтительней применять игровые методы повторения, взрослым можно предложить работу с текстами, словарный диктант и иные формы актуализации знаний.

«Рециркуляция лексики в процессе преподавания РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Элементы геймификации при организации повторения лексики включают следующие типы заданий:

  1. Проведение пространственных игр со словами. Суть таких упражнений заключается в том, что преподаватель размещает на предметах мебели в классе карточки (стикеры) с изученными словами. Задача ученика – найти все карточки, назвать записанные на них слова, объяснить их значение и составить с ними предложения (словосочетания).
  2. Организация игр с карточками. На карточках могут быть картинки, относящиеся к изученным словам, а также слова с пропусками, которые ученику необходимо восстановить. Варианты проведения игры различны: ученик берет карточку с картинкой и называет слово, обозначающее изображенный предмет (ситуацию); учитель называет слово, а ученик должен показать карточку с картинкой, которая к нему относится; ученик восстанавливает деформированное слово; ученик соотносит деформированное слово и иллюстрацию к нему.
  3. Модификации настольной игры «Элиас». Суть их состоит в том, чтобы узнавать слово по описанию или самостоятельно давать определение слов, не используя однокоренных слов.
  4. Описание картинки с использованием изученной лексики. Картинный материала подбирается в зависимости от изучаемого раздела: это могут быть фотографии на тему «Семья», «Дом», «Путешествие» и так далее.
  5. Игры «Верю / не верю»: учитель предлагает ученикам слова с толкованием их значения. Ученик должен согласиться с предложенным толкованием или опровергнуть утверждение, назвав правильный вариант.
  6. Восстановление деформированного текста. Учитель предлагает ученикам текст с лакунами на месте изученных лексических единиц. Задача ученика – актуализировать лексику и восстановить пропуски, подобрав подходящие по смыслу слова.
  7. Составление рассуждения на тему с обязательным использованием заданной преподавателем лексики.
  8. Решение кроссворда или самостоятельное составление кроссвордов по изученной лексике.
  9. Подбор словосочетаний, актуализирующих разное значение слов: сухой хлеб – сухой взгляд – сухой плащ.
  10. Анаграммы: преподаватель предлагает слова с перемешанными буквами, которые ученик восстанавливает и получает изученные лексические единицы.

Многообразие упражнений по рециркуляции лексики не исчерпывается данным перечнем. Преподаватель может придумать собственные варианты упражнений, адаптируя их под возрастные и индивидуальные особенности учеников.

В процессе выполнения домашнего задания рециркуляция лексики может обеспечиваться следующими типами заданий:

  1. Составить текст, используя слова, изученные на уроке.
  2. Придумать диалог с новой лексикой.
  3. Рассказать о себе или случае из своей жизни, используя известные лексические единицы.
  4. Составить кроссворд к новой лексике.

Повторение лексики является обязательным элементом языкового обучения, а применение игровых и творческих приемов рециркуляции лексических единиц позволяет организовать процесс запоминания новых лексических единиц эффективно.

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot