Речевые ошибки в СМИ
Речевые ошибки – это термин, которые можно понимать двояко:
- Под речевыми ошибками понимаются недочёты, связанные с построением предложений, словоупотреблением, образованием грамматических форм.
- Речевые ошибки понимаются как специфические ошибки словоупотребления, включающие речевую избыточность (тавтологию, плеоназм) и недостаточность (бедность и невыразительность словаря), неправильное употребление синонимов и паронимов, стилистические недочёты, проявляющиеся в использовании речевых штампов, разностилевой лексики, не соответствующей требованиям контекста и т.п.
Типовые речевые ошибки в языке СМИ заключаются в следующем:
- Использование слов в значении, которое им несвойственно: Проспект Ленина, ставший недавно Мирным, хотят переименовать обратно (вместо «снова»).
- Смешение паронимов или неверное употребление синонимов: Заглавную роль в спектакле исполнила Любовь Иванова (вместо «главную»). Я получил сказочные впечатления (вместо «незабываемые»).
- Тавтология и плеоназм, проявляющиеся в речевой избыточности, неоправданных повторах: Бездонная бездна образовалась на месте провалившегося колодца (вместо «глубокая яма»). Дуэт исполнен в весёлом мажоре (мажор — весёлое настроение). Молодые специалисты заняли все свободные вакансии (вакансия — свободная должность).
- Неуместное использование жаргонизмов, слов разговорно-просторечной окраски или заимствованной лексики: Ухватки чиновников давно известны всем, кто с ними имеет дело (вместо «ловкие приёмы»). Местные жители ведут асоциальный образ жизни: торгуют наркотой и синькой (вместо «торгуют наркотиками и поддельным алкоголем»). Местный истеблишмент посетил празднование Дня города (местная администрация).
- Введение в текст речевых штампов, клише: Молодёжь активно участвует в проведении конкурса. Аграрии борются за урожай. Власти принимают активные меры по ликвидации последствий урагана.
Рассмотрим некоторые грамматические ошибки в языке СМИ:
- Недочёты в образовании форм существительных мн. ч. Р. п.: Звёзды шоу-бизнеса займутся рекламой чулков (правильно — чулок). Опять наблюдается рост цен на сезонные овощи: килограмм помидор предлагают за двести рублей (килограмм помидоров).
- Ошибки в согласовании несклоняемых имён: Цены на бразильское кофе не снижаются (бразильский кофе — м. р.). Полезный какао в этом году будут пить все школьники округа (полезное какао — ср. р.). Штрафное пенальти пропустил вратарь «Спартака» (штрафной пенальти — м. р.).
- Неправильное употребление числительных: Здесь проживали более пятиста человек (более пятисот). В течение полтора суток жители микрорайона оставались без тепла и воды (полутора суток). Четверо женщин пострадали в ДТП (четыре женщины). В ПФР выплаты на второго ребёнка обещаю уже к пятому октябрю (к пятому октября).
- Нарушение требований управления: Показал в нескольких сценах о том, в каком состоянии находится аварийное жильё (Показал, в каком состоянии...). Мошенники обманывали и угрожали сиротам (Мошенники обманывали сирот и угрожали им).
Влияние СМИ на речевую культуру
Как свидетельствуют наблюдения специалистов в области речевой культуры, в языке СМИ наблюдаются две тенденции: с одной стороны, речь СМИ остаётся образцом литературной нормы и стремится к её соблюдению, с другой — доминирует развлекательный или сенсационный характер содержания, что неизбежно приводит к ослаблению требований к культуре и этике информационных сообщений.
Негативное влияние СМИ на состояние языковой культуры современного общества проявляется прежде всего в ряде тенденций:
- Многочисленные случаи отклонения от норм литературного языка (как произносительных, так и лексико-грамматических). В результате речь СМИ, которая должна служить эталонным образцом словоупотребления, становится фактором снижения уровня грамотности населения.
- Жаргонизация языка СМИ, проникновение в него нелитературных оборотов, имеющих сниженный или вульгарный оттенок (например, заголовки статей в электронных СМИ «Олигарх, верни бабки!», «Бухло под маркой «Вдовы Клико» и проч.).
- Бедность и невыразительность речи журналистов за счёт речевых штампов, канцелярита: представители силовых ведомств, совершил наезд на пешехода, совершил мошеннические действия и др.
- Использование терминологии так называемого «языка вражды», то есть таких речевых средств, которые носят уничижительный или негативно оценочный характер по отношению к какой-либо группе людей — религиозной, национальной или социальной. Это приводит к повышению уровня речевой агрессии в бытовом общении и формированию негативного образа каких-либо явлений, лиц, событий.
У СМИ есть и положительное влияние на речь и уровень языковой культуры населения. Качество многих печатных и телевизионных СМИ федерального уровня остаётся довольно высоким. Их представители следят за чистотой и правильностью речи, стараясь не нарушать литературные и этические нормы коммуникации. СМИ помогают ориентироваться в современном информационном пространстве, структурируют новостной поток и предоставляют ряд возможностей для повышения уровня культуры и образования. По-прежнему выходят передачи, в том числе и в интернете, посвящённые проблемам русского языка, сохранению его чистоты и богатства, демонстрируются художественные фильмы - экранизации русской классики. Всё это ведёт к повышению интереса к изучению русского языка и к чтению среди читателей и зрителей.
Речевые ошибки в СМИ необходимо свести к минимуму, а для этого нужно повысить качество содержания информации, а также обеспечить журналистам возможность совершенствовать уровень собственной речевой культуры посредством дополнительного образования и самообразования.