Речевые «ошибки» классиков как дидактический материал на уроках русского языка
В процессе преподавания русского языка большую роль играет работа по формированию речевой культуры, профилактике возникновения речевых ошибок, которые часто встречаются в работах учащихся. В качестве дидактического материала в процессе работы над речевыми ошибками учитель русского языка может использовать различные дидактические материалы:
- Отрывки из творческих работ учащихся, в которых содержатся ошибки, допущенные учениками.
- Специально подобранный материал с ошибками, взятый из газет, Интернет-публикаций, а также слоганов, вывесок и проч.
- Высказывания, собранные в повседневной разговорной практике самим учителем или учащимися.
- Отрывки из произведений классиков литературы, в которых допущены ошибки или используются формы, ныне воспринимаемые как ошибочные.
Использование произведений классиков в качестве дидактического материала на уроках русского языка является важной частью учебной работы. В частности, анализ и изучение речевых недочетов, а также ошибок, которые учащиеся находят в произведениях классиков, позволяют ученикам сформировать представление о языковой норме и использовать эти навыки в процессе редактирования собственных речевых произведений.
«Ошибки» в произведениях классиков не всегда являются ошибками в прямом смысле слова, поскольку произведения русских писателей XIX века отражают норму того времени, которая претерпела изменения в современном языке.
Например, в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин» есть строка «Бывало, он еще в постеле, / Ему записочку несут…», где употребляется форма предложного падежа «в постеле» с окончанием «-е», хотя по нормам современной орфографии у существительных 3-го склонения в предложном падеже пишется окончание «-и». Это справедливо для нормы современного языка, но неверно по отношению к языку времен А. С. Пушкина, поскольку в речевой практике существовала лексема «постеля» (принадлежащая к 1-му склонению), а не лексема «постель».
Анализ таких, на первый взгляд, ошибочных написаний или речевых (и грамматических) форм позволяет учащимся не только глубже проникнуть в сущность языковой нормы, но и проследить историю развития литературного языка и изменений его форм.
Упражнения и задания, основанные на редактировании грамматических и речевых ошибок классиков
Рассмотрим примеры использования «ошибок» классиков на уроках русского языка в процессе работы над развитием речевой культуры. Например, учитель может использовать такие задания и упражнения:
- Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Есть речи – значенье..»: «Не встретит ответа / Средь шума мирского / Из пламя и света / Рожденное слово…». Найдите здесь морфологическую ошибку (неверно образованную форму слова). Объясните сущность ошибки, исправьте ее. Предполагаемый ответ: неверно употреблено слово «пламя», у разносклоняемых существительных формы косвенных падежей образуются с помощью суффикса –ен-: из (чего?) из пламени.
- Прочитайте предложение из повести Л. Н. Толстого «Юность»: «Проснувшись на другой день, первою мыслию моею было приключение с Колпиковым». Найдите здесь грамматическую ошибку, исправьте ее. Объясните возможную причину возникновения ошибки. Предполагаемый ответ: «Проснувшись на другой день, я первым делом подумал о приключении с Колпиковым» (неправильно употреблен деепричастный оборот). Возможная причина такой ошибки – влияние французского языка, где такие грамматические структуры возможны. В русском же языке деепричастие должно относиться к тому же субъекту (подлежащему), что и сказуемое.
- Прочитайте отрывок из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева: ««Большая половина новых воинов умирали от небрежения начальников или ненужныя и безвременныя строгости», найдите речевую ошибку и исправьте ее. В данном предложении есть словосочетание «большая половина», которая является примером речевой ошибки. Половина – это ровно пятьдесят процентов, в отношении этого понятия нельзя употреблять атрибут «большая (или меньшая).
- Прочитайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»: «В лесу раздавался топор дровосека…». Подумайте, какая речевая ошибка здесь содержится. Может ли эта «ошибка» быть обусловлена художественной выразительностью? Ответ: «раздавался топор» - пример неудачной лексической сочетаемости, раздаваться может звук удара, но не сам топор. Очевидно, Некрасов использует метонимию для создания выразительного образа.
Таким образом, использование примеров из произведений классиков, в которых содержатся речевые ошибки, помогает учащимся развить наблюдательность, внимание к слову, а также сформировать представление о литературной норме и навыки редактирования текстов.