Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Речевой жанр «истории успеха» в интернет-коммуникации

Речевой жанр «истории успеха» в интернет-коммуникации: коммуникативные стратегии

Развитие виртуального жанроведения является одним из наиболее перспективных направлений современного языкознания. Это связано с появлением большого количества площадок для общения в Интернете на базе социальных сетей. В различных социальных сетях существуют свои специфические жанровые формы, которые характерны именно для данного типа ресурса. Так, в социальной сети «Инстаграм» особое распространение получил речевой жанр «истории успеха», который активно продвигается авторами постов для привлечения аудитории.

Описывая речевой жанр как высказывание, характеризующееся единством коммуникативной цели, композиции и языковой формы их реализации, необходимо отметить специфику жанра «истории успеха».

Основу высказываний данного типа составляют рассказы о реальных достижениях автора в различных областях. Как правило, они связаны с тематикой его канала или постов. Это могут быть достижения в творческой, профессиональной сфере, в спорте или в духовных практиках. Автор выступает как наставник для многочисленных подписчиков, стремящийся поделиться своим опытом и знаниями, вдохновить их своим примером.

Целью жанра «история успеха» выступает трансляция позитивного опыта: адресант использует не все факты своей биографии, а только те, которые, по его мнению, свидетельствуют об успехах, продвижении в карьере или саморазвитии.

Вторая составляющая жанра – наличие нарратива. Рассказ о достижении успеха выстраивается именно как «история», включающая все необходимые сюжетные элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминационный момент и развязку, соответствующую настоящему положению дел. При этом авторы зачастую применяют в своих «историях успеха» приемы беллетризации, основанные на популярных сюжетах-архетипах. К таким сюжетным паттернам можно отнести «модель Золушки» (описание тернистого пути к успеху, славе и богатству через бедность, труд и счастливое стечение обстоятельств), модель «self-made man» (автор всего добился сам благодаря упорству, волевым усилиям, труду над собой) и проч.

С точки зрения адресата речевой жанр «истории успеха» предполагает обращение к широкой аудитории, преимущественно к молодежи. Здесь действует установка на формирование социальных паттернов поведения: «ты сможешь, потому что смог я». Позитивный пример автора должен вдохновить подписчика на работу, поиск профессионального самоопределения, развитие, обучение, занятия спортом или творчеством и так далее.

«Речевой жанр «истории успеха» в интернет-коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Языковое оформление «истории успеха»

Диктумный план жанра включает последовательность событий, действий, которые привели адресанта к достижению успеха. Эти действия выстраиваются в нарративную структуру, давая четкое представление о пути достижения цели: анализ своих потребностей или целей – действия в соответствии с планом по их удовлетворению – трудности, с которыми пришлось столкнуться, – преодоление трудностей – достижение результата.

Временной план формируется за счет предыстории автора, которая может быть эксплицирована в тексте «истории успеха», а может быть отнесена к другим публикациям или вообще отсутствовать, опираясь на фоновые знания подписчика об авторе.

Временной план будущего формируется за счет опоры на предполагаемую пользу, которую получит адресат, если последует рекомендациям автора. Кроме этого, наличие комментариев, которые создаются после публикации «истории успеха», также переводит высказывание во временной план будущего, изменяя и модифицируя его интерпретации.

Языковое оформление истории успеха базируется на личностно-ориентированной стратегии, предполагающей использование следующих языковых средств:

  1. Местоимения первого лица: рассказ ведется от лица «Я».
  2. Глаголов в прошедшем времени, относящихся к действию субъекта-рассказчика.
  3. Маркеров временного состояния субъекта (тогда / сейчас, раньше / теперь).
  4. Оценочных средств, которые передают отношение автора к излагаемым событиям.
  5. Лексических актуализаторов, которые помогают удерживать внимание адресата.
  6. Цитат и ссылок на авторитетное мнение (высказывания философ, известных общественных деятелей, коучей, психологов).

Эти языковые средства помогают указать на последовательное развитие действия, поддержать внимание зрителя, сопоставить прошлое и настоящее. Часто в подобных текстах используется риторический вопрос, в также применяются императивные конструкции с семантикой побуждения адресата к действию.

Таким образом, речевой жанр «история успеха» носит синкретичный характер, соединяя элементы оценочных, императивных и повествовательных структур и обеспечивая информативно-дидактическую стратегию реализации дискурса.

Дата последнего обновления статьи: 20.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot