Речевой этикет младших школьников как методическая проблема
Основная функция языка – коммуникативная. Это значит, что процесс его изучения подчинен задаче становления и совершенствования речи, позволяющий ученику пользоваться языком как средством коммуникации, самообразования, профессиональной ориентации. К тому же, через язык происходит усвоение национально-специфических черт и особенностей культуры, менталитета народа, социализация индивида и усвоение принятой в данном обществе системы ценностных предпочтений.
Вопросы развития речевой культуры как части общей культуры человека находятся в центре внимания методистов и педагогов. Важно не просто вооружить ребенка системой языковых сведений, развить его речевую деятельность, но научить его использовать язык в соответствии с нормами коммуникации, признанными в данном обществе эталонными. Процесс формирования речевой культуры учеников – длительный процесс, на который влияют различные факторы. К факторам, которые определяют становление индивидуальной речевой культуры, можно отнести:
- Речевую среду, в которой растет и развивается ребенок. Это его непосредственное речевое окружение: семья, родственники, друзья.
- Школа как ведущий институт социализации и усвоения опыта.
- Художественная литература и фольклор, дающие образцы речевого поведения.
- Средства массовой информации, в том числе социальные сети, мессенджеры.
- Большинство из этих факторов действуют стихийно, нецеленаправленно, и только в школе организуется последовательная планомерная работа по развитию и совершенствованию речевой культуры ребенка.
Речевой этикет является органичной составляющей культуры речи, представляя собой совокупность традиционных, общественно одобряемых способов речевого поведения, обусловленных теми или иными коммуникативными ситуациями. Соблюдение речевого этикета – показатель социально приемлемого поведения, маркер воспитанности, такта и коммуникативной успешности индивида, поэтому вопросам его формирования в школе уделяется большое внимания уже на начальном этапе языкового образования.
Один из главных вопросов методики формирования речевой культуры и речевого этикета является проблема показателей его сформированности. Иначе говоря, каковы критерии, позволяющие говорить о достижении цели обучения и наличия у ребенка достаточно высокого уровня развития речевой культуры и этикета. К таким показателям можно отнести следующие:
- теоретическая осведомленность в области культуры речи, а также норм речевого поведения,
- практическое использование имеющихся сведений в реальных ситуациях общения,
- особый гуманистический склад речевого поведения, связанный с умением проявлять тактичность и толерантность, уважать чужую точку зрения, избегать речевой агрессии.
Другой вопрос, стоящий перед методистами и учителями, - выявление аспектов речевого этикета и ведущих направлений работы по его формированию у младших школьников. К таким направлениям работы можно отнести следующие:
- Овладение лексическими этикетными средствами через пополнение словаря, активизации пассивной лексики, расширение терминологической базы, уточнения значений слов, избавления от жаргонизмов, просторечия, вульгаризмов и других нелитературных единиц.
- Развитие синтаксиса устной и письменной речи, то есть умений излагать свои мысли с помощью разнообразных синтаксических средств языка, используя возможности синонимии конструкций.
- Формирование навыков диалогической и монологической речи в соответствии с нормами речевого поведения и стандартами речевой культуры.
Методические аспекты развития речевого этикета в начальной школе
В начальной школе процесс овладения речевым этикетом затруднен в силу имеющихся у детей возрастных и психологических особенностей развития. Так, у детей ограничен жизненный опыт, они не владеют знаниями о многих речевых ситуациях и требуемых правилах поведения. Также имеют место психологические «зажимы», страх вступать в контакт, высказывать свое мнение или участвовать в обсуждении. Кроме этого, дети этого возраста еще не владеют сознательными навыками кооперации, учебного сотрудничества, поэтому усвоение ими норм речевого этикета происходит параллельно с развитием коммуникативных навыков.
Существуют различные формы работы, позволяющие формировать у младших школьников начальные сведения о речевом этикете, а также стимулировать повышение уровня речевой культуры. Традиционно учитель использует следующие методы:
- Анализ коммуникативных ситуаций («Как вести себя в классе на перемене и во время урока», «Как вести себя со старшими и сверстниками», «Как научиться мирно решать споры», «Как правильно здороваться и прощаться», «Как вежливо поблагодарить», «Как вежливо выразить отказ» и проч.). Такой анализ сопровождается разбором коммуникативной ситуации, определение ролей и речевых намерений ее участников (на уровне, доступном детскому пониманию) и последующим обсуждением, в ходе которого дети уясняют нормы речевого поведения.
- Тренинги, которые проводятся как на переменах, так и во время уроков. Например, в начале урока в качестве организационного момента учитель может провести игру «Поздороваемся», цель которой заключается в том, чтобы вспомнить этикетные формулы приветствия. Педагог бросает мяч ученику, сопровождая это приветствием. Ученик передает мяч следующему, также используя формулу приветствия и так далее.
- Составление диалогов с использованием речевых формул вежливости на заданные темы. Работа осуществляется в парах, дети составляют монолог, используя заранее изученные или заданные данные в условии задания вежливые слова, а потом разыгрывают диалоги, оценивают свое выступление и выступление товарищей.
- Чтение и обсуждение соответствующих литературно-художественных произведений (например, «Вредных советов» Г. Остера или рассказов В. Осеевой, В. Драгунского), в которых поднимается тема речевого этикета.
- Составление рекомендаций и правил речевого поведения в классе. В ходе совместного обсуждения дети вырабатывают правила и нормы поведения, в том числе и в области речи, общения, а затем красочно оформляют их в виде плаката.
- Подготовка индивидуальных и групповых проектов на темы, связанные с развитием культуры речи и становлением навыков речевого этикета.
Планомерная и целенаправленная работа по совершенствованию речи учеников, ознакомлению их с нормами литературного языка, а также с поведением в различных коммуникативных ситуациях позволяет сформировать навыки использования речевого этикета в практике повседневного общения.