Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Речевая избыточность в сочинениях учащихся и способы её преодоления

Речевая избыточность в сочинениях учащихся

Проблемы формирования культуры письменной речи традиционно находятся в центре внимания учителей-словесников и методистов. Это обусловлено значимостью формирования навыков связной письменной речи для реализации целей языкового образования. Компетенции школьника в сфере создания и оформления речевых высказываний проверяются и в рамках государственной итоговой аттестации по русскому языку. Однако в самостоятельных творческих работах, учащихся по-прежнему обнаруживается высокий процент речевых ошибок, который свидетельствует о недостаточном уровне развития речевых навыков. Ошибки, которые допускают школьники, разнообразны, и сред них выделяется речевая избыточность как один из речевых недочетов при написании сочинения.

Определение 1

Речевая избыточность представляет собой такой вид речевого недочета, который связан с лексико-семантическим дублированием, создающим в контексте лишние, по сути, повторяющие друг друга слова или выражения.

Причины речевой избыточности кроются в разных факторах:

  1. Неточное знание значения слова и, как следствие, использование семантических дублетов в близком контексте.
  2. Погоня за речевым «украшением» текста, многословие, не оправданное коммуникативными целями написания сочинения.
  3. Неверное использование речевых приемов выразительности, например, рядов однородных членов, градации, сравнений, эпитетов и проч.
  4. Отсутствие языкового чутья, стилистического вкуса, невнимание к слову и его значению в контексте.

Наиболее частая причина речевой избыточности в сочинениях – невладение семантикой слова, неточное понимании его значения. Это приводит к потребности «пояснить» слово через подбор синонимов или определений, семантически избыточных, ведущих к появлению плеонастических сочетаний. Например: Как утверждает автор, наследственные гены определяют только одну треть нашей жизни, все остальное приходится на долю воспитания и собственной активности человека. В данном случае сочетание «наследственные гены» является семантически избыточным, поскольку в значение слова «гены» входит понятие наследования признаков.

«Речевая избыточность в сочинениях учащихся и способы её преодоления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На первый взгляд плеонастические сочетания бывает трудно заметить, поскольку многие из них стали привычным фактом узуса (хотя и являются ошибочными с точки зрения норм языка). Например: Спуститься по лестнице вниз. Подняться вверх на лифте. Хотелось бы подчеркнуть главную суть этой проблемы. Здесь есть и другая альтернатива и проч. Очевидно, что во всех случаях наблюдается плеоназм, вызванный сочетанием двух близких по семантике лексем: спуститься вниз, подняться верх, главная суть, другая альтернатива и проч. Речевая привычка, которая формируется в устном общении, приводит к появлению плеоназма и в письменных работах.

Низкая информативность речи и речевая избыточность

Другой аспект проблемы речевой избыточности – пустословие, то есть низкая информативность текста при его речевом наполнении. К такому приему школьники часто прибегают в надеже увеличить объем работы, забывая, что объем всегда соотносится с информативностью высказывания. Например: Автор остро ставит эту проблему, подчеркивая всю ее важность и своевременность для современного общества. Действительно, важность и актуальность этой проблемы для общества не подлежит сомнению, поэтому обращение к ее анализу понятно и оправданно. Следует отметить, что решение данной проблемы чрезвычайно важно для общества, поэтому автор стремится привлечь к ней внимание читателя.

В данном отрывке из сочинения выпускника – типичный пример ревой избыточности, вызванной пустословием. Основная мысль сформулирована уже в первом предложении. Дальнейшие рассуждения дублируют первоначальную мысль, поэтому отличаются «нулевой» информативностью.

Способы преодоления речевой избыточности

Решение проблемы речевой избыточности невозможно без постоянного совершенствования культуры речи школьника, развития языкового чутья. Однако существуют и конкретные рекомендации, помогающие избежать речевой избыточности:

  1. Точная формулировка темы высказывания: словесная избыточность возникает от неясности в мыслях, которую пишущий стремится «замаскировать» многословием.
  2. Выяснение точного значения всех слов в предложении. При сомнении в точном знании слова необходимо заменить его синонимом с ясным значением либо полностью перестроить предложение, убрав из него сомнительную лексическую единицу. Например, в уже рассмотренном предложении со словосочетанием «наследственные гены» ошибки можно было бы избежать, не употребляя слово «ген» и заменив его синонимами «наследственность», «наследственные признаки» и проч.
  3. Оценка возможностей лексической сочетаемости слов. Этот пункт соотносится с необходимостью рассмотрения слова в контексте всего предложения. Только соотнесения значения слова со значением окружающих его лексических единиц дает пишущему понимание того, что построенная им фраза избыточна. Например, учет возможностей сочетаемости слов в предложении «Сердце его упал вниз от этой новости» показывает, что лексемы «упасть» и «вниз» указывают на направление движения, поэтому одно из них избыточно: Сердце его упало от этой новости.
  4. Анализ референтной соотнесенности высказывания. Каждое высказывание соотносится с денотатом (или сигнификатом), определенным фрагментом внеязыковой действительности. При языковой избыточности референтная соотнесенность нарушается, в результате у ряда лексем появляется один и тот же «референт». Например: автор поднимает и рассматривает эту проблему; в своем тексте автор это отмечает. В первом случае глаголы обозначают одно и то же действие – размышления автора над проблемой, во втором – текст принадлежит автору, поэтому по отношению к нему неуместно употреблять определение «свой».

Таким образом, речевая избыточность в сочинениях учащихся и способы ее преодоления определяют не только качество письменных работ, но и совершенствуют общий уровень речевой культуры.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot