Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развивающий потенциал уроков русского языка

Развивающий потенциал уроков русского языка

Языковое образование является эффективным инструментом развития личности.

Замечание 1

Под развитием понимается управляемый, контролируемый процесс накопления количественных и качественных показателей, приводящий к изменению исходного состояния.

Развитие человека - сложный процесс, на который влияют множество факторов: биологических, психофизиологических, социальных.

Языковое развитие является частью общего развития индивида, отражает процесс становления его языковой личности.

Язык и речь являются мощными факторами, обеспечивающими становление и совершенствование высших психических функций и познавательных процессов. Как отмечал Л.С. Выготский, все психические процессы, связанные с познанием и преобразованием окружающего мира, опосредованы речью и имеют знаково-символическую природу. Благодаря словесному контролю внимание человека становится устойчивым и избирательным, формируется словесно-логическое мышление, совершенствуется мнемонические процессы, наконец, происходит развитие коммуникативных навыков.

Языковое образование является основой для изучения всех наук и дисциплин, поскольку не только развивает индивида, но и даёт ему эффективные инструменты познания и поиска информации.

Ведущее место в развитии ребенка занимает речевое развитие, не только способствующее формированию правильной речи, но и обогащающее предметно- понятийный словарь, расширяющее кругозор и круг коммуникативных компетенций.

Уроки русского языка, нацеленные на достижение конкретных предметных результатов, тем не менее, способствуют и общему развитию личности, формированию навыков планирования и контроля деятельности, выработке эффективных приемов решения учебно-познавательной и практических задач, установлению контактов с окружающими.

Методы и приемы развивающего обучения на уроке русского языка

Достичь значительных результатов помогает учёт принципов развивающего обучения, суть которого состоит в том, чтобы все время создавать противоречие между имеющимися учебными навыками и теми, которые необходимо сформировать. Л.С. Выготский писал о двух уровнях в развитии ребенка. Первый из них соответствует актуальному уровню и представляет собой систему знаний и действий, которыми ребенок уже владеет. Второй уровень не дан ребенку в готовом виде, но он может овладеть им, опираясь на данные и способы действия, которые ему предлагает педагог. Это зона потенциального развития, в достижении которой как раз заключается цель развивающего обучения.

«Развивающий потенциал уроков русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На уроках русского языка педагог, заботящийся о развитии языковой личности и познавательных процессов ребенка, выстраивает обучение с ориентацией на зону потенциального развития. Этому способствует применение следующих методов:

  1. Метод проблемного обучения, суть которого состоит в том, что ребенку предлагаются не готовые знания или учебные операции, а некое учебно-познавательной противоречие, разрешив которое он овладеет требуемыми способами деятельности. Так, при изучении темы "Причастие" наблюдение за новыми для ребенка словами в контексте позволяет установить их отличие от прилагательных и глаголов, выявить их специфические признаки и сформулировать предположение о характеристиках нового лексико-грамматического класса.
  2. Частично-поисковое обучение нацеливает ребенка на решение исследовательских задач разной сложности. Например, изучая тему "Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" ученикам предлагается побыть в роли детективов и составить морфологический "фоторобот" слов, в которых пишется Н и НН, а затем сравнить их. Так ученики приходят к выводу о роли грамматических показателей в правописании данной категории слов.
  3. Использование ТРИЗ-технологий, то есть методов решения изобретательских задач позволяет не только стимулировать интеллектуальное развитие, но и способствует гибкости мышления, формированию творческого потенциала. Например, ученикам предлагается найти в известной им классификации частей речи место для слов типа "брысь", "марш", "бух" и обосновать свой выбор. Сравнивая их контекстное употребление, морфологические свойства ученики могут прийти к выводу о формировании глагольных междометий в русском языке.
  4. Игровые приемы активизируют познавательную активность учеников и способствуют их личностному развитию. Так, элементы деловой игры на уроках русского языка способствуют развитию коммуникативных навыков, а творческие игры стимулируют память, внимание и воображение.

Потенциал уроков русского языка в сфере развития личности ребенка чрезвычайно высок и должен использоваться учителем-словесником.

Дата последнего обновления статьи: 29.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot