Несплошные тексты
В современном языковом образовании учитель сталкивается с необходимостью не только формировать требуемые языковые компетенции, но и развивать функциональную грамотность, связанную с широким спектром коммуникативных умений, необходимых в практической деятельности. Учителя-практики и методисты говорят о необходимости привлечения в преподавание речевых явлений, с которыми ученик в дальнейшем будет сталкиваться в реальной жизни, и формировать у него способности воспринимать и анализировать информацию, содержащуюся в данных источниках информации.
Несплошные тексты на уроках – инструмент работы с такими видами информации, которые требуются для адекватного восприятия сформированной функциональной грамотности, аналитических умений и способностей к обобщению информации.
Несплошной текст представляет собой такой вид организации текстового единства, при котором информация подается в гибридном виде: как сочетание вербальной и невербальной (символической, цифровой, графической и проч.).
К несплошным текстам можно отнести такие разновидности, как кассовые чеки, проездные билеты, бланки организаций, карты, схемы, таблицы и диаграммы. Следует отметить, что с несплошными текстами человек, далекий от литературы и работы с документацией, встречается в своей обыденной жизни достаточно часто, поэтому формирование умений работать с такими текстами является практико-ориентированной частью языкового образования.
Работа с несплошным текстом и формирование грамотности
Виды заданий, которые учитель-словесник может использовать при работе с несплошными текстами, разнообразны и включают два основных блока:
- Задания, направленные на формирование глобальных стратегий чтения и осмысления прочитанного.
- Задания, связанные с развитием речевых умений и навыков, формированием грамотного письма.
Рассмотрим первые типы заданий. К ним можно отнести упражнения, направленные на извлечение информации из несплошного текста. Работа может быть организована следующим образом:
- Беседа по заранее подготовленным вопросам. Педагог показывает детям образец несплошного текста (например, билета на выставку в музей) и предлагает вопросы, связанные с содержанием этого текста: где находится музей, как называется выставка, в какие часы ее можно посетить, сколько стоит входной билет, что экспонируется и проч.
- Тестирование: после демонстрации несплошного текста детям предлагается выполнить тестовые задания по его содержанию, отметив верные и неверные утверждения.
- Задания на сопоставление сплошного и несплошного текста. Учитель предлагает детям сравнить два текста об одном и том же событии, только один из них является сплошным, а другой – несплошным. Задача учеников – найти совпадающую и несовпадающую информацию.
- Восстановление деформированного текста. Учитель демонстрирует ученикам несплошной текст, содержащий лакуны, которые должны восстановить дети с опорой на вопросы, данные таблицы или сплошной текст.
Второй тип заданий, связанный с формированием языковых умений и навыков, позволяет совершенствовать языковые компетенции. Как правило, типы и структура заданий, которые предлагаются ученикам на основе несплошных текстов, различны и могут включать любые упражнения, требуемые программой:
- Найти и выписать в несплошном тексте словарные слова, определить их значение. Например, из билета на выставку ученики могут выписать такие слова, как «музей», «экспонат», «искусство», «экскурсия» и проч. Из товарного чека, к примеру, названия продуктов питания или предметов быта.
- Выписать из несплошного текста слова, имеющие в своем составе только глухие (только звонкие / мягкие / твердые) согласные.
- Найти в тексте синонимы (или антонимы) к предложенным словам, объяснить разницу в их значении.
- Найти в тексте собственные и нарицательные имена, объяснить разницу между ними.
- Записать имеющиеся в тексте цифры словами, определить разряд числительных, просклонять одно из них по выбору или выполнить его морфологический разбор.
- Составить частеречный «портрет» текста, выписав из него в таблицу примеры всех имеющихся слов разных лексико-грамматических классов.
- Разобрать подчеркнутые в несплошном тексте слова по составу.
- Составить на основе несплошного текста сплошной текст-повествование и проч.
Подобные задания стимулируют учеников применять имеющиеся языковые и речевые навыки при анализе необычных текстов, которые чаще всего они оставляют без внимания, а также развивают внимательность, орфографическую зоркость и умение оперировать лингвистическими понятиями.
Несплошные тексты не являются единственным источников формирования функциональной грамотности на уроке русского языка, однако их использование в обучении помогает стимулировать интерес к предмету, придает занятиям элемент новизны и помогает расширять круг коммуникативных компетенций учеников.