Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Работа с несплошным текстом и формирование грамотности

Несплошные тексты

В современном языковом образовании учитель сталкивается с необходимостью не только формировать требуемые языковые компетенции, но и развивать функциональную грамотность, связанную с широким спектром коммуникативных умений, необходимых в практической деятельности. Учителя-практики и методисты говорят о необходимости привлечения в преподавание речевых явлений, с которыми ученик в дальнейшем будет сталкиваться в реальной жизни, и формировать у него способности воспринимать и анализировать информацию, содержащуюся в данных источниках информации.

Несплошные тексты на уроках – инструмент работы с такими видами информации, которые требуются для адекватного восприятия сформированной функциональной грамотности, аналитических умений и способностей к обобщению информации.

Определение 1

Несплошной текст представляет собой такой вид организации текстового единства, при котором информация подается в гибридном виде: как сочетание вербальной и невербальной (символической, цифровой, графической и проч.).

К несплошным текстам можно отнести такие разновидности, как кассовые чеки, проездные билеты, бланки организаций, карты, схемы, таблицы и диаграммы. Следует отметить, что с несплошными текстами человек, далекий от литературы и работы с документацией, встречается в своей обыденной жизни достаточно часто, поэтому формирование умений работать с такими текстами является практико-ориентированной частью языкового образования.

Работа с несплошным текстом и формирование грамотности

Виды заданий, которые учитель-словесник может использовать при работе с несплошными текстами, разнообразны и включают два основных блока:

  1. Задания, направленные на формирование глобальных стратегий чтения и осмысления прочитанного.
  2. Задания, связанные с развитием речевых умений и навыков, формированием грамотного письма.

Рассмотрим первые типы заданий. К ним можно отнести упражнения, направленные на извлечение информации из несплошного текста. Работа может быть организована следующим образом:

  1. Беседа по заранее подготовленным вопросам. Педагог показывает детям образец несплошного текста (например, билета на выставку в музей) и предлагает вопросы, связанные с содержанием этого текста: где находится музей, как называется выставка, в какие часы ее можно посетить, сколько стоит входной билет, что экспонируется и проч.
  2. Тестирование: после демонстрации несплошного текста детям предлагается выполнить тестовые задания по его содержанию, отметив верные и неверные утверждения.
  3. Задания на сопоставление сплошного и несплошного текста. Учитель предлагает детям сравнить два текста об одном и том же событии, только один из них является сплошным, а другой – несплошным. Задача учеников – найти совпадающую и несовпадающую информацию.
  4. Восстановление деформированного текста. Учитель демонстрирует ученикам несплошной текст, содержащий лакуны, которые должны восстановить дети с опорой на вопросы, данные таблицы или сплошной текст.
«Работа с несплошным текстом и формирование грамотности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Второй тип заданий, связанный с формированием языковых умений и навыков, позволяет совершенствовать языковые компетенции. Как правило, типы и структура заданий, которые предлагаются ученикам на основе несплошных текстов, различны и могут включать любые упражнения, требуемые программой:

  1. Найти и выписать в несплошном тексте словарные слова, определить их значение. Например, из билета на выставку ученики могут выписать такие слова, как «музей», «экспонат», «искусство», «экскурсия» и проч. Из товарного чека, к примеру, названия продуктов питания или предметов быта.
  2. Выписать из несплошного текста слова, имеющие в своем составе только глухие (только звонкие / мягкие / твердые) согласные.
  3. Найти в тексте синонимы (или антонимы) к предложенным словам, объяснить разницу в их значении.
  4. Найти в тексте собственные и нарицательные имена, объяснить разницу между ними.
  5. Записать имеющиеся в тексте цифры словами, определить разряд числительных, просклонять одно из них по выбору или выполнить его морфологический разбор.
  6. Составить частеречный «портрет» текста, выписав из него в таблицу примеры всех имеющихся слов разных лексико-грамматических классов.
  7. Разобрать подчеркнутые в несплошном тексте слова по составу.
  8. Составить на основе несплошного текста сплошной текст-повествование и проч.

Подобные задания стимулируют учеников применять имеющиеся языковые и речевые навыки при анализе необычных текстов, которые чаще всего они оставляют без внимания, а также развивают внимательность, орфографическую зоркость и умение оперировать лингвистическими понятиями.

Несплошные тексты не являются единственным источников формирования функциональной грамотности на уроке русского языка, однако их использование в обучении помогает стимулировать интерес к предмету, придает занятиям элемент новизны и помогает расширять круг коммуникативных компетенций учеников.

Дата последнего обновления статьи: 02.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot