Микротексты как дидактический материал на уроках русского языка
Учитель русского языка постоянно находится в поиске эффективных приемов и средств обучения, стараясь внести разнообразие в содержание урока, стимулировать познавательную активность и развить мотивацию к изучению русского языка.
Одной из важнейших задач языкового образования выступает развитие лингвистических компетенций и коммуникативных умений, которые связаны с работой над текстовой информацией. Текстоцентричный подход к организации работы на уроке предполагает использование текста в качестве основной дидактической единицы, вокруг которой выстраивается системы работы по формированию необходимых языковых знаний и умений. При этом работа с текстом в силу значительного объема текстовых единиц занимает большую часть урока, поэтому используется учителями не часто в виду отсутствия достаточного времени. Решить эту проблему может применение в учебном процессе микротекстов, которые помогают оптимизировать усилия, затраченные на работу с ними, а также развивают необходимые речевые компетенции.
Микротекст представляет собой высказывание небольшого объема (одно-три предложения), которое содержит законченную мысль.
В качестве микротекстов выступают цитаты из произведений классиков, афоризмы, мудрые мысли известных людей. Они обладают такими чертами, как смысловая завершенность, лаконизм, информационная насыщенность, что позволяет использовать их как полноценный материал для организации и проведения урока.
Работа с микротекстами на уроках русского языка
Используя микротексты на уроке, учитель может вводить их в любую его часть, а также применять их как материал для отработки различных навыков.
В качестве элемента урока микротексты могут быть использованы на следующих его этапах:
- На этапе создания мотивационного настроя: в качестве эпиграфа к уроку выбирается афоризм-мотиватор, способствующий формированию положительного отношения к занятию, а также помогающий создать эмоциональный фон урока.
- На этапе актуализации знаний можно использовать цитату или афоризм, соотносящийся с темой или проблемой урока. Например, известное высказывание А. П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении» может предварять урок на тему «Знаки препинания: их функции и виды».
- На этапе открытия нового знания микротекст может помочь подметить учебное противоречие, проанализировать суть проблемной ситуации, которая находится в центре урока. К примеру, при изучении орфографической темы можно использовать афоризм «В наше время удивить можно, лишь написав сообщение без ошибок», предлагая детям поразмыслить над важностью предлагаемого правила для повседневного общения в социальных сетях и мессенджерах. Используя афоризм «Чтение – вот лучшее учение» (А. С. Пушкина) на уроке, посвященном изучению темы «Тире между подлежащим и сказуемым», можно предложить ученикам проанализировать использование тире как знака препинания в предложении и условия его выбора.
- При закреплении материала и отработке умений и навыков микротексты можно использовать как дидактический материал для выполнения заданий языкового характера.
- В процессе подведения итогов урока с помощью микротекста можно выразить отношение к нему, сформулировать основную идею урока, использовать цитату или афоризм для стимуляции ответной реакции учеников.
- Микротексты можно использовать в качестве домашнего задания, предлагая к ним разнообразные формы заданий: языковые разборы; орфографическое и пунктуационное комментирование; лексический анализ; написание эссе, сочинений-рассуждений.
Виды языковых заданий при работе с микротекстами
При использовании микротекста как дидактического материала учитель может предложить следующие виды заданий:
- Прочитайте афоризм и ответьте, кому он принадлежит. Определите его тему и основную мысль.
- Соберите из предложенных фрагментов текста известный афоризм (цитату), укажите автора. Обоснуйте связь высказывания с темой урока.
- Выполните фонетический разбор указанных в афоризме слов.
- Разберите в данном афоризме несколько слов по составу, укажите способ их образования.
- Определите, какой частью речи являются слова в данном высказывании. Укажите, слова каких частей речи отсутствуют в этом высказывании.
- Спишите микротекст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните выбор орфограмм и постановку знаков препинания.
- Укажите лексическое значение выделенных слов в высказывании (цитате) Подберите к ним синонимы (антонимы).
- Выполните синтаксический разбор предложения, из которого состоит афоризм. Начертите его схему, объясните постановку знаков препинания.
- Составьте письменное развернутое рассуждение на тему, затронутую автором высказывания.
- Напишите эссе на указанную тему, используя в качестве одного из аргументов афоризм (цитату).
Таким образом, работа с микротекстами на уроках русского языка является формой развития языковых и речевых умений и позволяет внести в содержание урока разнообразие.