Работа с концептами в методике подготовки к итоговому сочинению
Подготовка выпускника к итоговому сочинению носит межпредметный характер, поэтому осуществляется не только на уроках литературы, но и на уроках русского, истории, обществознания. Опираясь на базовые навыки анализа, сопоставления, умение рассуждать и выражать свою точку зрения по проблеме, такая подготовка особенно значима для развития критического мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков. Метапредметный характер подготовки к сочинению обусловливает ее значимость для расширения культурного кругозора учащихся, выработке навыков свободного рассуждения по теме с привлечением материал из разных сфер: истории, литературы, социологии и проч.
Методисты постоянно находятся в поиске эффективных путей совершенствования навыков написания сочинения в условиях снижения интереса к чтению и господства визуальных форм культуры. При этом поиски сосредоточены вокруг системно-деятельностного подхода к формированию навыков рассуждения на литературном материале, поскольку деятельностная основа речетворчества является базой для становления коммуникативно-речевых умений. В связи с этим внимание педагогов привлекает концептуальный метод как средство активизации познавательной и речетворческой деятельности учащихся в подготовке к итоговому сочинению.
Работа с концептами представляет собой вариант реализации концептуального метода анализа текста, при котором в поле зрения учащегося оказывается концепт как минимальная единица, выступающая в тексте носителем национально-культурного смысла.
Развиваясь в рамках когнитивной лингвистики, концептология базируется на представлении о существовании национально обусловленных ментальных структур, отражающих представления социума об основных понятиях окружающей действительности, – концептов. Поскольку концепты представлены как ментальные конструкты, в языке им соответствуют различные формы выражения:
- Лексемы и их значения, взятые в совокупности всех лексических толкований, характерных для данного языка.
- Лингвокультурные и социокультурные ассоциации, рождаемые словами и их значениями.
- Фразеологические единицы и идиомы, составляющие пласт безэквивалентных лексико-фразеологических средств языка.
- Образы культуры, архетипические смыслы, связанные с семантикой тех или иных лексем, и проч.
Методические аспекты использования концептуального анализа в обучении написанию сочинения
Суть работы с концептами при подготовке к итоговому сочинению состоит в применении похода к анализу текста, который базируется на первичном лингвистическом анализе и выделении лексического субстрата концепта. Этот путь является продуктивным, так как позволяет готовить учащегося не к конкретной теме, а к целому направлению, сосредоточивая внимание не на формулировке темы, а на концептах, которые лежат в ее основе. Таких концептов можно выделить достаточно много в соответствии с разными тематическими направлениями итогового сочинения:
- В направлении «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» целесообразно разобрать концепты «Человек», «Душа», «Свобода», «Ответственность», «Патриотизм», «Любовь», «Цель жизни», «Мечта» и проч.
- В направлении «Семья, общество, Отечество в жизни человека» базовыми являются концепты «Семья», «Народ», «Социум», «Государство», «Родина».
- В направлении «Природа и культура в жизни человека» это концепты «Природа», «Наука», «Культура», «Искусство», «Прогресс» и проч.
Методика концептуального анализа заключается в следующем:
- На этапе чтения произведения и его первичного анализа после прочтения устанавливаются ключевые темы и соответствующие им слова. Их можно выделить путем лингвистического анализа, вычленяя синонимические ряды в тексте.
- Полученные выборки синонимических рядов уточняются, выделяется гипероним (базовое родовое понятие) и гипонимы (видовые понятия), а также даются лексические толкования синонимов.
- Путем систематизации лексических значений устанавливаются семы, входящие в состав концепта (ядерные и периферийные).
- Концептуализация, то есть определение концептов, лежащих в основе текста, как завершающий этап лингвосемантического анализа.
- Определение роли концепта в художественном произведении.
Так, например, при анализе рассказа А. Грина «Алые паруса» учащиеся работали с концептом «Мечта». В ходе лексического анализа было установлено, что концепт реализуется в синонимическом ряду: мечта – ожидание чуда – сказка – сказка (в значении «выдумка, неправда»). Семантический анализ показал, что концепт «Мечта» неоднороден, поскольку включает семы с противоположными значениями: мечта как выражение сокровенного желания, идеал, мотив деятельности; мечта как иллюзия, пустая фантазия. Это противопоставление отражает характер восприятия мечты героями рассказа и показывает, что мечта выступает нравственным «мерилом» человека, показателем развития его внутреннего мира.
Таким образом, концептуальный анализ позволяет вычленить в тексте наиболее значимые с точки зрения смысла образы и определить их роль путем исследования словарного значения, сопоставления, сравнения, структурирования информации. Это является продуктивным путем обучения и формирует необходимые предметные компетенции для успешного освоения навыков написания сочинения.