Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Работа с концептами в методике обучения написанию итогового сочинения

Работа с концептами в методике подготовки к итоговому сочинению

Подготовка выпускника к итоговому сочинению носит межпредметный характер, поэтому осуществляется не только на уроках литературы, но и на уроках русского, истории, обществознания. Опираясь на базовые навыки анализа, сопоставления, умение рассуждать и выражать свою точку зрения по проблеме, такая подготовка особенно значима для развития критического мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков. Метапредметный характер подготовки к сочинению обусловливает ее значимость для расширения культурного кругозора учащихся, выработке навыков свободного рассуждения по теме с привлечением материал из разных сфер: истории, литературы, социологии и проч.

Методисты постоянно находятся в поиске эффективных путей совершенствования навыков написания сочинения в условиях снижения интереса к чтению и господства визуальных форм культуры. При этом поиски сосредоточены вокруг системно-деятельностного подхода к формированию навыков рассуждения на литературном материале, поскольку деятельностная основа речетворчества является базой для становления коммуникативно-речевых умений. В связи с этим внимание педагогов привлекает концептуальный метод как средство активизации познавательной и речетворческой деятельности учащихся в подготовке к итоговому сочинению.

Определение 1

Работа с концептами представляет собой вариант реализации концептуального метода анализа текста, при котором в поле зрения учащегося оказывается концепт как минимальная единица, выступающая в тексте носителем национально-культурного смысла.

Развиваясь в рамках когнитивной лингвистики, концептология базируется на представлении о существовании национально обусловленных ментальных структур, отражающих представления социума об основных понятиях окружающей действительности, – концептов. Поскольку концепты представлены как ментальные конструкты, в языке им соответствуют различные формы выражения:

  1. Лексемы и их значения, взятые в совокупности всех лексических толкований, характерных для данного языка.
  2. Лингвокультурные и социокультурные ассоциации, рождаемые словами и их значениями.
  3. Фразеологические единицы и идиомы, составляющие пласт безэквивалентных лексико-фразеологических средств языка.
  4. Образы культуры, архетипические смыслы, связанные с семантикой тех или иных лексем, и проч.
«Работа с концептами в методике обучения написанию итогового сочинения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методические аспекты использования концептуального анализа в обучении написанию сочинения

Суть работы с концептами при подготовке к итоговому сочинению состоит в применении похода к анализу текста, который базируется на первичном лингвистическом анализе и выделении лексического субстрата концепта. Этот путь является продуктивным, так как позволяет готовить учащегося не к конкретной теме, а к целому направлению, сосредоточивая внимание не на формулировке темы, а на концептах, которые лежат в ее основе. Таких концептов можно выделить достаточно много в соответствии с разными тематическими направлениями итогового сочинения:

  1. В направлении «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» целесообразно разобрать концепты «Человек», «Душа», «Свобода», «Ответственность», «Патриотизм», «Любовь», «Цель жизни», «Мечта» и проч.
  2. В направлении «Семья, общество, Отечество в жизни человека» базовыми являются концепты «Семья», «Народ», «Социум», «Государство», «Родина».
  3. В направлении «Природа и культура в жизни человека» это концепты «Природа», «Наука», «Культура», «Искусство», «Прогресс» и проч.

Методика концептуального анализа заключается в следующем:

  1. На этапе чтения произведения и его первичного анализа после прочтения устанавливаются ключевые темы и соответствующие им слова. Их можно выделить путем лингвистического анализа, вычленяя синонимические ряды в тексте.
  2. Полученные выборки синонимических рядов уточняются, выделяется гипероним (базовое родовое понятие) и гипонимы (видовые понятия), а также даются лексические толкования синонимов.
  3. Путем систематизации лексических значений устанавливаются семы, входящие в состав концепта (ядерные и периферийные).
  4. Концептуализация, то есть определение концептов, лежащих в основе текста, как завершающий этап лингвосемантического анализа.
  5. Определение роли концепта в художественном произведении.

Так, например, при анализе рассказа А. Грина «Алые паруса» учащиеся работали с концептом «Мечта». В ходе лексического анализа было установлено, что концепт реализуется в синонимическом ряду: мечта – ожидание чуда – сказка – сказка (в значении «выдумка, неправда»). Семантический анализ показал, что концепт «Мечта» неоднороден, поскольку включает семы с противоположными значениями: мечта как выражение сокровенного желания, идеал, мотив деятельности; мечта как иллюзия, пустая фантазия. Это противопоставление отражает характер восприятия мечты героями рассказа и показывает, что мечта выступает нравственным «мерилом» человека, показателем развития его внутреннего мира.

Таким образом, концептуальный анализ позволяет вычленить в тексте наиболее значимые с точки зрения смысла образы и определить их роль путем исследования словарного значения, сопоставления, сравнения, структурирования информации. Это является продуктивным путем обучения и формирует необходимые предметные компетенции для успешного освоения навыков написания сочинения.

Дата последнего обновления статьи: 02.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot