Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи: общая характеристика
Рабочая тетрадь является одним из видов учебно-дидактических материалов, применяемых в образовательном процессе. Главная её особенность заключается в том, что она издается в печатной форме и содержит разные типы заданий по определённым темам учебного курса.
Преимущества использования рабочей тетради по предмету заключаются в следующем:
- Соответствие заданий и упражнений, предъявляемых в тетради, рабочей программе по предмету, разделам учебника, а также требованиям стандартов образования.
- Практико-ориентированный характер заданий, позволяющих отработать теоретические знания.
- Широкий выбор типов заданий: работа с деформированным текстом, отработка орфограмм и пунктограмм, анализ текста, разборы, творческие и нестандартные задания.
- Экономия времени учителя при подготовке заданий для класса.
- Удобство и простота использования.
- Предъявление одинаковых по уровню сложности и затратам учебного времени заданий.
- Возможность организовать работы в парах и индивидуальную работу на уроках.
- Наличие дополнительных материалов к домашним заданиям, которые можно дифференцировать по объему и уровню сложности.
Несомненные плюсы рабочей тетради по предмету не исключают и её недостатков:
- Преимущественная работа в рабочей тетради на печатной основе замедляет навык формирования письма.
- Необходимость выполнять задания, направленные на восстановление пропущенных орфограмм, не задействуют моторную память ученика, способствующую более успешному усвоению графического облика слова.
- Необходимость чередовать выполнение заданий в рабочей тетради и в обычной рассеивают внимание учеников, создают дополнительную нагрузку.
- Типовые задания не учитывают индивидуальных особенностей учеников.
Рабочие тетради по русскому языку существуют ко всем предметным линиям учебников, что обусловлено их соответствием УМК в целом, а также удобством в использовании на уроке и в качестве пособия для закрепления в домашней работе. Задания в рабочей тетради выстраиваются таким образом, чтобы способствовать формированию не только предметных, но и универсальных учебных действий. Так, в рабочих тетрадях есть упражнения, способствующие формированию коммуникативных навыков: ответь на вопрос; обоснуй свою точку зрения; обсуди в группах (в классе); познавательных: сравни, установи сходства и различия, обобщи и систематизируй в виде таблицы; регулятивных: объясни ход выполнения задания, проверь себя и проч.
Что касается различных видов упражнений, то предлагаемые задания включают:
- Осложненное списывание с разборами и без них.
- Анализ текста.
- Задания на лингвистическое конструирование (составление словосочетаний, предложений, небольших текстов).
- Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса (выяснение лексического значения слов, поиск заданного слова в тексте).
- Тестовые задания.
- Заполнение таблиц.
Методика использования рабочей тетради на уроках русского языка
Учителю, использующему в образовательном процессе рабочую тетрадь, необходимо владеть методикой её применения на уроке:
- Задания в рабочей тетради надо отбирать с учетом этапа урока, методической целесообразности их применения, формируемых навыков, а также временных затрат.
- При работе с тетрадью на печатной основе необходимо сочетать групповые (парные) и индивидуальные формы работы.
- Упражнения из рабочей тетради не могут стать основой урока: необходимо помнить, что рабочая тетрадь является одним из средств обучения, но не основным, поэтому нужно использовать и дидактический материал учебника, и дополнительные источники.
- Работая в печатной тетради, ученики должны соблюдать единый орфографический режим, а также единообразные требования к их ведению и оформлению.
- Использовать тетрадь надо регулярно, чтобы для учеников это стало нормой, а не исключением из стандартного хода урока.
- Оценивание работ в печатной тетради должно проводиться по тем же критериям, что и основных рабочих тетрадях, с учетом и фиксацией всех типов допущенных ошибок.
Остановимся на тех этапах урока, когда целесообразно использовать печатную рабочую тетрадь:
- Индивидуальная работа, а также индивидуальная работа дифференцированного характера.
- Групповая работа, а также парная работа по определенному разделу темы.
- Текущий контроль, проверка усвоения знаний и способов действий по определённой теме.
- Диагностика имеющихся учебных затруднений.
- Этап закрепления умений и отработки навыков и новых способов действия.
- Повторение и обобщение материала перед проверочными и контрольными работами.
- Работа над ошибками, в том числе с учениками, плохо успевающими по предмету, испытывающими трудности в усвоении какого-либо раздела или темы.
Таким образом, печатную рабочую тетрадь можно использовать на любом этапе уроке, включая задания в его структуру отдельные задания. Это помогает разнообразить урок и наполнить его различным дидактическим материалом.