Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рабочая тетрадь как «авторский» текст ученика

Рабочая тетрадь как «авторский» текст ученика

В преподавании русского языка особую роль играет формирование стратегий учебной деятельности, которые лежат в основе всех видов речевой практики. Центральное место здесь занимает навык чтения, поскольку в школьном обучении именно чтению отводится роль главного инструмента получения учебной информации. Однако современная ситуация обучения, как отмечают многие методисты и педагоги-практики, характеризуется вербализмом, при этом необходимые ученику текстовые и коммуникативные стратегии пытаются формировать изолированно от преподавания основных предметов, что ухудшает качество обучения. Развитие читательских стратегий и тактик работы с текстом происходит на урок в процессе работы с учебным текстом и преобразования его в авторский текст ученика. Этот подход не означает, что каждый обучающийся понимает текст учебника по-своему. Он предполагает, что в процессе обучения происходит формирование личностного смысла, формирование ценностного отношения к предметному содержанию за счет его трансформации в текст, созданный сами учеником.

Определение 1

Рабочая тетрадь по русскому языку или литературе выступает вариантом «авторского» текста ученика, под которым понимается речевое произведение, созданное на основе коммуникативно-речевых стратегий и тактик осмысления учебной информации.

В современной школе работа с учебной тетрадью из привычной рутины по выполнению упражнений или ведению конспективных записей превращается в поле экспериментального творчества, позволяющее использовать пространство рабочей тетради как образовательную среду работы с учебным текстом.

Для организации этой работы на уроке учитель применяет следующие приемы работы с рабочей тетрадью:

  1. Пространственная маркировка тетради, в ходе которой на тетрадном развороте формируются две зоны – теоретико-смысловая и практическая. Например, левая часть разворота посвящена фиксации процесса и результатов формулировки темы и цели урока, разбору научно-учебной информации, а правая – конкретным результатам учебно-практической деятельности (выполнению упражнений).
  2. Использование элементов визуализации в содержании записей. Так, записи в тетради предстают как гибридный текст, совмещающий рисунки (таблицы, плакаты, схемы) и подписи к ним.
  3. Применение творчества в выборе форм и способов фиксации материала. Это могут быть приемы мнемотехники (стихотворения, рифмованные слова, рисунки, символы), развития критического мышления (например, техника «Фишбоун»), элементы скетчинга и проч.
  4. Создание условий для свободной работы учащихся с текстом в парах или небольших группах.
  5. Применение интерактивных упражнений (викторин, кроссвордов, ребусов и проч.).
«Рабочая тетрадь как «авторский» текст ученика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Применение техники «авторского» текста в рабочей тетради на уроке

Задача учителя при организации работы с тетрадью на уроке сводится к пробуждению научно-учебного речевого творчества учащихся, которые не просто конспектируют учебный материал, а создают индивидуально-авторский текст, направленный на усвоение основных категорий или понятий темы. Преимущества такого подхода к ведению рабочей тетради в дидактическом плане заключаются в следующем:

  1. Развитие активности и самостоятельности обучающегося на этапе освоения новой темы или повторения изученного.
  2. Формирование индивидуальных стратегий работы с учебным текстом как цель в развитии познавательных учебных действий.
  3. Создание условий для речевого творчества учащихся, преобразования вербальной информации в знаково-символическую для удобства осмысления и запоминания.
  4. Становление критического мышления как необходимо компонента современной интеллектуальной культуры.
  5. Формирование креативного подхода к обучению, развитие мотивации и познавательного интереса.

Сложнее организовать работу с тетрадью на печатной основе, которая также может использоваться как стимул для создания авторского текста. В данном случае речь идет о творческих заданиях, которые используются в структуре упражнений таких тетрадей: создать какой-нибудь образ, составить цитатный план, разгадать кроссворд или ребус, написать небольшой отзыв на прочитанное произведение или ответить на проблемный вопрос. Также для создания «авторских» текстов на основе печатных тетрадей можно использовать ресурсы Интернета для поиска дополнительной информации по теме, описание картин или иллюстраций, созданных по мотивам произведения.

При таком подходе к рабочей тетради существенно меняется акцент в ее проверке, который смещается в сторону фиксации положительных моментов, то есть творческих находок, удачных экспериментов, осуществленных учеником. При этом работа с ошибками также становится частью создания «авторского» текста ученика, когда, например, в тетради заводится специальная страница для фиксации ошибок или поле для заметок учителя, куда выписываются слова или орфограммы, нуждающиеся в дополнительной проработке.

Таким образом, рабочая тетрадь как «авторский» текст ученика, будучи новым подходом к организации работы на уроке, позволяет сделать обучение личностно-ориентированным и творческим.

Дата последнего обновления статьи: 15.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot