QR-код в языковом образовании
Внедрение современных информационных технологий в содержание и формы языкового образования предъявляет новые требования к организации и проведению занятий по русскому языку. Теперь урок должен включать интерактивные ресурсы, которые бы стимулировали познавательную активность детей, способствуя более прочному усвоению материала. В практику преподавания прочно вошли средства мультимедиа (презентации, учебные фильмы и видеоролики), а также интерактивные упражнения (онлайн-тексты, интерактивные диктанты). В последнее время широкое распространение в организации занятий по русскому языку получала технология, связанная с использованием средств дополненной реальности. Суть ее заключается в том, что привычные формы презентации информации и заданий сопровождаются ссылками на виртуальные источники. В основе таких технологий лежат различные аппаратно-программные средства, в том числе и использование QR-кода.
QR-код – это технология, заимствованная образовательной практикой из других сфер деятельности. В основе технологии QR-кода лежит считывание изображения с помощью специальной программы-сканера, зашифрованной с помощью матричных штриховых кодов.
В образовании QR-код – это вспомогательное дидактическое средство, используемое для организации учебного процесса с помощью современных информационных технологий.
В Интернете существует большое количество сервисов, предлагающих создать автоматический QR-код для любого вида информации: текста, изображения, смс-сообщения, ссылки на сайт и другие источники информации. В то же время практически каждый смартфон оборудован автоматической программой-сканером для распознавания QR-кодов. Таким образом, педагог может использовать этот ресурс, не опасаясь технических сложностей или проблем.
Методика применения технологии QR-кодирования в преподавании русского языка
Использование QR-кода на занятиях по русскому языку касается следующих аспектов:
- Представление задания в необычном, привлекающем внимание виде. Современный ребенок испытывает дефицит мотивации к учению, поэтому нестандартная подача материала привлекает его внимание, стимулирует познавательную активность.
- Создание условий для самопроверки: с помощью QR-кода ребенок может получить образец выполнения задания и сравнить его с собственной работой, исправив ошибки и оценив степень успешности / неуспешности ее выполнения.
- Инструктаж в ходе выполнения задания: с помощью QR-кода ученик получает алгоритм выполнения задания, которым он руководствуется в случае возникновения вопросов или проблем.
- Сообщение дополнительных сведений: используя QR-код, учитель может привлечь дополнительные языковые сведения, которые необходимы для выполнения задания.
Далее мы рассмотрим типы заданий, которые могут быть связаны с применением этой технологии:
- Отсканируй QR-код, пройди по ссылке и ознакомься с теоретической информацией. Этот тип задания удобен при организации самостоятельной работы с привлечением дополнительных сведений, которых нет в учебнике.
- Выполни тест (вставь пропущенные буквы), после выполнения задания отсканируй QR-код и проверь правильность выполнения заданий, исправь ошибки, если они имеются.
- Прочитай термины (устаревшие слова), отсканируй QR-код, найди их значение в словаре и запиши в тетрадь.
- Отсканируй QR-код, прочитай предложения, найди в них ошибки. Выпиши предложения, исправив ошибки.
- Отсканируй QR-код, пройди по ссылке и выполни онлайн-тест (интерактивное задание).
- Прочитай предложения, отметь орфограммы (знаки препинания), нормы использования которых тебе неизвестны. Затем отсканируй QR-код и познакомься с теоретической информацией. Кратко запиши суть правил, к каждому правилу подбери соответствующие примеры.
- Проанализируй теоретическую информацию в учебнике, попробуй составить схему к правилу. Отсканируй QR-код и сравни то, что у тебя получилось, с предложенной схемой. Дополни свою схему с опорой на предложенный образец.
- Отсканируй QR-код и получи задание для самостоятельной работы дома.
Использование QR-кодов особенно продуктивно при организации лингвистических конкурсов, эстафет, квестов. Так, организуя квест, ученикам можно выдавать за каждое правильно выполненное задание QR-код, который будет содержать информацию о следующем этапе квеста или какую-либо подсказку.
С помощью QR-кода можно организовать интерактивный стенд по русскому языку в предметном кабинете. Например, можно разместить на ватмане названия орфограмм, пунктограмм, грамматических тем, а рядом приклеить QR-коды, которые отсылают к более подробной информации по теме.
Другой аспект – обучение детей использованию QR-кодов в образовательных целях. Ученики могут использовать эту технологию для проектной деятельности, организации викторин и игр по русскому языку, в качестве средства запоминания информация. Так водной из школ учитель предложил детям в течение четверти вести конспекты изучаемых тем с помощью QR-кодов. В конце четверти в классе была организована выставка QR-кодов, сканируя которые, дети знакомились с конспектами друг друга, обсуждали их и выбирали лучшие варианты представления информации.
Таким образом, QR-код в языковом образовании выступает средством активизации познавательной деятельности и помогает вовлечь учеников в учебный процесс.