Изучение наклонения на уроках русского языка
Глагольное наклонение является одной из морфологических категорий, характеризующих глагол как лексико-грамматический класс.
Повелительное наклонение изучается не изолировано, а в системе морфологических тем, посвященных глаголу, наряду с изъявительным и условным наклонением.
Различные программы знакомят школьников с наклонением глагола в 5-6 классах. Именно к этому периоду накоплен необходимый объем лингвистических сведений, позволяющих оперировать данной категорией.
Наклонение, как известно, показывает, как соотносятся действительность и глагольное действие, имеет ли оно место в реальности или является ирреальным.
Важность изучения данной категории определяется тем местом, которое она занимает в системе речевых умений школьника:
- Знание наклонений глагола позволяет правильно строить высказывания, верно соотнося их содержание с действительностью.
- Нормативное образование глагольных форм невозможно без знаний об особенностях наклонений.
- Уместное употребление наклонений в речи является значимым аспектом формирования речевой культуры школьника.
- Понимание функционального назначения наклонения позволяет школьнику увидеть богатство и выразительность грамматических средств родного языка и научиться их использовать в речевой практике.
Система работы по изучению наклонения строится следующим образом – ученики знакомятся с данной категорией и ее статусом как словоизменительной, получают представление о системе форм данной категории и учатся опознавать ее в тексте.
На этапе более детального изучения каждого из наклонений ученики получают сведения об образовании данных форм и особенностях их употребления в речи.
При повторении и обобщении изученного акцентируется внимание на случаях грамматической омонимии (например, "учите правило" (побуждение) и "учите правило" (констатация факта), "на теле сыпь" и "сыпь сюда"), а также углубляются сведения и способах, которыми выражается семантика побуждения.
Особое место при изучении наклонения занимает пропедевтика речевых и морфологических ошибок, связанных с недостаточным уровнем овладения данной темой.
Пропедевтическая работа с формами повелительного наклонения глагола
Случаи неправильного образования императивных форм являются распространенными морфологическими ошибками. Особую сложность представляют те формы, которые являются исключением из регулярной модели формообразования. Например, глагол "ехать" является рекордсменом по числу ошибок. Лингвистический эксперимент, проведенный со школьниками, показал наличие следующих форм в речи детей: езжай (те), едь (те), ехай (те). При этом нормативной является форма "поезжай(те)".
Трудности при образовании данных словоформ заключаются и в наличии чередований: лежать - ляг(те), зажечь - зажги(те), стричь - стриги(те).
Специфической особенностью является влияние ненормативной речевой практики на речь школьника. Услышав словоформу "пошлите", ученик воспринимает ее как нормативную, допустимую и использует в своей речи, не понимая, что данное образование находится вне сферы литературного языка.
Также ученикам сложно сразу же овладеть всем богатством императивных конструкций в русском языке. Увидев привычную форму глагола (например, инфинитив, прошедшее время), ученик не задумывается о ее значении, а также функционировании в речи.
Например, в задании "Вырази приказ различными способами" ученики указывают только изученные ими формы (замолчи(те), пусть замолчит), игнорируя такие варианты, как "Молчать!", "Тишина!", "Помолчал бы ты".
Пропедевтическая работа при изучении этой темы заключается в формировании умений образовывать нормативные формы и правильно употреблять из в речи. Это достигается системой упражнений:
- На умение опознавать формы императива, отличать их от других глагольных форм и омонимичных образований (выпиши из текста глаголы заданного наклонения, охарактеризуй глаголы в предложениях "Вы учите иностранный язык" и "Учите язык").
- На умение правильно образовывать данные формы.
- На умение находить и исправлять ошибки в образовании и употреблении данных словоформ (поработай корректором и исправь недочёты: "ляжьте", "езжайте", "печите", "лазьте").
- На знание различных способов передачи побудительного значения в русском языке и умение применять их в речи (выразите просьбу, приказ, требование, используя разные грамматические средства, возможности интонации).
Организация пропедевтической работы при изучении наклонений позволяет сформировать у учеников навыки формообразования и предупредить возникновение речевых ошибок.