Цели организации и особенности проведения пробного экзамена по русскому языку
Пробный экзамен по русскому языку – комплексное мероприятие, имеющее тренировочно-обучающий и диагностический характер, которое направлено на создание условий прохождение экзамена, максимально приближенных к реальным условиям государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Цели организации пробного экзамена по русскому языку в школе могут быть следующими:
- Проверка компетенции учеников в изучении русского языка на определенном этапе учебного процесса.
- Оценка уровня усвоения учебного материала по предмету и выявление проблемных моментов, которые требуют дополнительной работы.
- Помощь учителям в оценке эффективности своей работы и корректировке учебных планов и программ.
- Подготовка учеников к государственной аттестации по русскому языку.
- Мотивация учеников к более серьезному отношению к учебе и повышение их самооценки.
Особенности проведения пробного экзамена по русскому языку могут включать:
- Стандартизацию заданий и критериев оценки, чтобы иметь возможность сравнить результаты учеников в разных классах одной параллели.
- Использование различных форм заданий (письменных, устных, аналитических и др.) для более полной проверки знаний учеников.
- Проведение экзамена в условиях, максимально приближенных к государственной аттестации, включая время выполнения заданий и порядок их выполнения.
- Обеспечение конфиденциальности и защиты от списывания, копирования заданий, а также совместного их выполнения учениками.
Пробный экзамен по русскому языку играет важную роль в формировании предметных компетенций, необходимых для успешной сдачи государственной аттестации. Он помогает ученикам увидеть свои проблемы и ошибки, найти способы их преодоления, а также повысить свою мотивацию к учебе. Для учителей же это возможность получить обратную связь об эффективности учебной работы и дополнительную информацию о потребностях учеников, которые могут быть удовлетворены в процессе дальнейшей организации учебной деятельности по предмету.
Подготовка к пробному экзамену по русскому и порядок его проведения в школе
Порядок проведения пробного экзамена по русскому языку в условиях школы включает:
- Планирование проведения экзамена на определенной ступени обучения.
- Выбор содержания и типов экзаменационных заданий (например, для выпускников 9 класса это могут быть задания формата ОГЭ, для учащихся 11 класса – задания из ЕГЭ).
- Документационное сопровождение пробного экзамена (приказы для педагогов-организаторов, инструктажи для учащихся).
- Обеспечение организации экзамена в учебных аудиториях, в том числе работы технических специалистов, сопровождающих пробный экзамен.
- Порядок проверки и оценки результатов пробного экзамена.
- Ознакомление учащихся и их родителей с результатами пробного экзамена.
- Анализ результатов и подготовка рекомендаций по улучшению качества преподавания русского языка.
- Учет итогов пробного экзамена при формировании балльно-рейтинговой системы оценивания успеваемости учащихся.
- Обратная связь с руководством школы по итогам проведения пробного экзамена для применения дополнительных мер педагогического воздействия на неуспевающих учащихся.
При подготовке к пробному экзамену учителю важно ориентировать учащихся на выполнение различных упражнений, связанных с разными типами речевых навыков:
- Упражнения, направленные на отработку навыков применения различных языковых норм, а также оценку правильности языковой единицы с точки зрения ее соответствия норме литературного языка.
- Тренировочные упражнения, нацеленные на развитие орфографической и пунктуационной грамотности.
- Задания, направленные на развитие навыков работы с текстовой информацией: оценка содержания, анализ структуры и композиции, выделение темы и проблемы, определение логики авторской аргументации, а также позиции автора, используемых в тексте маркеров ее выражения.
- Упражнения, предполагающие развитие навыков анализа лексико-грамматических средств связи предложений в тексте, а также его семантических стилистических особенностей.
- Задания, направленные на развитие навыков создания письменных высказываний, соответствующих коммуникативному заданию и отражающих степень владения письменной речью.
- Упражнения, которые нацелены на развитие навыков редактирования текстов, поиск и исправление ошибок, объяснение нормативности языковых фактов.
Сочетание разных типов заданий и упражнений позволит ученикам эффективно подготовиться к пробному экзамену по русскому языку в 9-11 классах. Эти задания позволят развивать представления о нормах литературного языка и их использования в речи, совершенствовать возможности понимания текста, расширять словарный запас и улучшать навыки письма и орфографии.