Проблемы классификации сочетаний в лингвистике и в школьном курсе языкознания
Словосочетания как одна из единиц синтаксиса выступает и как дидактическая единица при его систематическом изучении в курсе школьного языкознания. Знакомство со словосочетанием является важным аспектом усвоения синтаксических единиц, поскольку именно на основе словосочетаний формируются представления о подчинительных и сочинительных отношениях, а также усваиваются структурные модели и типы словосочетаний, являющиеся строительным материалом для коммуникативных единиц - предложений.
Несмотря на давнюю историю изучения словосочетания, его основные особенности и отличия от предикативных основ оформились в науке о языке сравнительно недавно, в первой половине XX века. Именно в этот период развивается учение о словосочетании, определяются его синтаксические особенности, морфологический состав, а также происходит выделение разных типов словосочетаний.
В лингвистике и методике нет единого подхода к классификации словосочетаний, а также единых принципов отражения этой классификации в учебно-методической литературе. Так, большинство авторов школьных учебников ограничиваются двумя классификациями:
- Разделение словосочетаний по типу (характеру) подчинительных отношений, которые образуются между его компонентами. В этом случае выделяют согласование, а также управление и примыкание как базовые типы подчинительных отношений в словосочетании.
- Выделение словосочетаний по морфологическому признаку на основе анализа частеречной принадлежности главного слова. В этом случае выделяют именные, атрибутивные, глагольные, а также адъективные словосочетания.
Представленные классификации являются верными и отражают наиболее характерные виды словосочетаний, с которыми имеют дело школьники, но не исчерпывают всего многообразия типов словосочетаний, существующих в языке.
Классификация словосочетаний В. В. Бабайцевой и ее роль в лингвометодике
Наиболее развернутую классификацию в лингвометодике предлагает В. В. Бабайцева, переносящая некоторые аспекты лингвистической типологии словосочетаний в школьный курс русского языка. В частности, автор предлагает выделять несколько критериев для разных классификаций:
- Первое основание классификации словосочетаний – тип связи, который существуют между его компонентами. Так, В. В. Бабайцева считает целесообразным выделять словосочетания, построенные на основе сочинительной и подчинительной связи. Первый тип характеризуется отношениями равноправия между компонентами, входящими в состав словосочетания. Например: книги и тетради; большой, но неудобный; карандаши или фломастеры. Второй тип характеризуется отношениями неравноправия и появлением зависимого компонента. Например: красный платок, гулять с собакой, схватить крепко.
- Следующее основание классификации включает количество компонентов, входящих в состав словосочетаний. Так, предлагается выделять простые словосочетания, включающие два полнозначных слова в качестве компонентов, а также сложные словосочетания, которые могут включать три и более слова.
- Третий критерий при составлении классификации словосочетаний – характер структурой и семантической самостоятельности компонентов, входящих в его состав. Например, словосочетания, реализующие свободные отношения между компонентами, отличаются о тех словосочетаний, в которых компоненты связаны по смыслу или структурно. Первый тип словосочетаний относится к членимым, второй – к нечленимым.
- Наконец, четвертый критерий базируется на модели словосочетания, включающей морфологический статус компонент и характер их связи, а также форму, в которой тот или иной компонент употребляется в составе словосочетаний. Например, словосочетания «гулять с собакой» и «гулять по улице» имеют сходные модели, однако различаются формами зависимых компонентов: «глагол + с + сущ. 5» (сущ. 5 – форма творительного падежа) и «глагол + по + сущ. 3» (сущ. 3 – форма дательного падежа).
Подход, представленный в учебно-методическом комплексе под редакцией В. В. Бабайцевой, в целом соответствует принципам научной лингвистической классификации словосочетаний в русской грамматике и позволяет сформировать широкие представления о словосочетании, его строении, внутренней организации, а также семантике словосочетаний.
Спорным является вопрос о выделении сочинительных и подчинительных словосочетаний не только в методике преподавания русского языка в школе, но и в лингвистике. Часть исследователей отказывается признавать за сочинительными сочетаниями статус словосочетаний, относя их к компонентам структуры предложения. Однако В. В. Бабайцева обосновывает необходимость их выделения формированием системных представлений о подчинении и сочинении как двух типах отношений в синтаксисе, а также последующим использованием сведений о сочинительных словосочетаниях при анализе однородных компонентов предложения.
Таким образом, несмотря на существенные различия в классификациях словосочетаний в разных школьных учебниках и методических пособиях, основы классификации опираются на сведения из области теоретического синтаксиса и отражают современные представления науки о словосочетании и его специфике.