Проблемы формирования синтаксических моделей предложения в обучении русскому языку в школе
Синтаксические знания и умения в курсе русского языка являются залогом успешного овладения грамматическими нормами речи, а также основой для формирования пунктуационной грамотности. Однако практика показывает, что большинство школьников испытывают трудности в освоении теоретических понятий синтаксиса. Основные сложности связаны с формированием представления о структурных моделях предложениях. Эта трудность находит логическое объяснение: извлечение синтаксической модели требует определенного и достаточно высокого уровня грамматической абстракции. Школьнику же подчас трудно абстрагироваться от конкретного лексического наполнения предложения и увидеть за многообразием лексических вариаций одну и ту же структурную модель. Поэтому одной из основных проблем, решение которых обеспечивает успешность в усвоении синтаксических понятий, выступает проблема формирования синтаксических моделей русского предложения.
Определение понятия «синтаксическая модель» для методики преподавания русского языка может быть сформулировано на основе представлений о структурно-смысловых моделях предложений в русском синтаксисе.
Синтаксическая модель представляет собой обобщенный и типизированный вариант синтаксической структуры, который соответствует определенной синтаксической схеме.
Для школьного курса русского языка актуальны три основных модели:
- Синтаксическая модель простого предложения.
- Синтаксическая модель простого предложения осложненной структуры.
- Синтаксическая модель сложного предложения.
Особенности разграничения этих моделей для школьников заключаются в следующем:
- Синтаксическая модель простого предложения включает одну грамматическую основу, которая может состоять из оного (иди двух) главных членов.
- Синтаксическая модель простого предложения осложненной структуры включает дополнительные компоненты: однородные члены, полупредикативные единицы, а также компоненты, которые не имеют синтаксического (грамматического) выражения в структуре предложения. К ним относят вводные слова и вставные конструкции, а также обращения.
- Синтаксическая модель сложного предложения опирается на представление о наличии нескольких грамматических основ в структурных частях предложения.
Особенности изучения синтаксических моделей в школьном курсе языкознания
Базовым понятием для формирования представлений о синтаксической модели выступает понятие структуры предложения, которое можно определить как грамматическое строение предложение, определяемое характером его предикативной основы и соотношением второстепенных членов.
Изучение структуры предложения базируется на формировании представлений о компонентах (членах) предложениях и их роли в составе предикативной единицы. Для учащихся базовым понятием является деление всех компонентов предложения на две категории:
- Компоненты предикативной основы (это главные члены предложения).
- Компоненты, входящие в группу главных членов и распространяющие содержание синтаксической конструкции (второстепенные члены).
Главная сложность в формировании представления о синтаксической структуре простого осложненного предложения состоит в том, что его компоненты предикативной основы не изменяются, но изменяется статус и значение компонентов, которые приобретают дополнительную семантику. Так, в предложении с однородными членами значение выражается уже не одним членом предложения, а как минимум двумя. В случае с полупредикативными единицами, выступающими в роли обособленных и необособленных второстепенных членов, учащиеся затрудняются с определением статуса и границ этих синтаксических конструкции. Это обусловлено тем, что отдельно в речи эти обороты не употребляются, а в составе предложения не воспринимаются как целостные единицы. Например, в предложении «На поляне лежало поваленное ураганом дерево» определенный процент учащихся «не видит» необособленного определения, выраженного причастным оборотом, воспринимая его как сочетание определения и дополнения: поваленное (чем?) ураганом.
Трудности также возникают при формировании представления о структуре сложного предложения, поскольку в русском языке используются разнообразные средства выражения предикативной основы. Это, в свою очередь, ведет к смешению простых предложений с однородными членами и сложных предложений с частями, выраженными односоставными предложениями. Например: Похолодало, и лужи подморозило – сложное предложение, однако учащиеся часто допускают ошибку, воспринимая две предикативные основы «похолодало» и «подморозило» как однородные сказуемые.
Решение проблемы формирования представлений о синтаксических моделях предложения кроется в изменении похода к изучению предложения. Он должен опираться на следующие принципы:
- Упор на структурно-смысловой принцип анализа любой синтаксической единицы.
- Разграничения синтаксического и лексического наполнения предложения.
- Сопоставительный анализ предложений одной структуры, но разного лексического наполнения.
- Сравнительный анализ предложений разной структуры.
- Построение учебной типологии синтаксических моделей.
- Широкое использование заданий на языковое моделирование.
Таким образом, комплексный подход к изучению синтаксических моделей предложения в школе обеспечивает усвоение представлений о структуре предложений и минимизирует ошибки при классификации типов предложений и постановке в них знаков препинания.