Проблемное обучение в языковой подготовке студентов-иностранцев
Проблемное обучение как метод и педагогическая технология активно применяется в языковом образовании, особенно в обучении РКИ.
О проблемном обучении можно говорить в двух аспектах:
- Проблемный характер как основной принцип организации процесса обучения, направленный на активизацию познавательной деятельности учащихся, самостоятельное решение ими учебных задач.
- Проблемное обучение как педагогическая технология обучения через создание и разрешение учебных проблемных ситуаций.
Функции проблемного обучения в преподавании РКИ состоят в следующем:
- Формирование способности у обучающихся к самостоятельному поиску решения учебной задачи, ориентация их на творческий, нестандартный подход к использованию имеющихся умений и навыков.
- Развитие мотивации к изучению русского языка, формирование познавательного интереса.
- Стимулирование познавательной деятельности, а также приемов, лежащих в основе исследовательской деятельности и анализа учебной ситуации.
- Развитие навыков командной работы, формирование умений распределять роли в учебной группе и действовать в соответствии с поставленным заданием.
Основной метод проблемного обучения – создание и разрешение проблемных ситуаций учебного характера. Суть их заключается в том, что в основе такого задания лежит некое учебно-познавательное противоречие, разрешить которое возможно при помощи поиска новых приемов использования коммуникативно-речевых навыков.
Приемы и формы проблемного обучения РКИ
На занятии РКИ преподаватель применяет следующие приемы проблемного обучения:
- Работа с текстом проблемного характера: его чтение, анализ, комментарий, вычленение тех сведений, которые могут использоваться при решении учебной задачи. Например, изучая речевой жанр «Резюме», студенты получают образец текста резюме, а также рекомендации по его составлению. Проанализировав данные материалы, они заполняют таблицу «Резюме как речевой жанр», указывая его характерные признаки.
- Создание учебных ситуаций для нового применения знаний и умений, которые были получены ранее. К примеру, ученики владеют коммуникативными моделями для выражения оценки, мнения. Педагог дает им задание составить отзыв о фильме (книге), но не указывает, с помощью каких коммуникативно-речевых средств это необходимо сделать, побуждая тем самым учащихся самих проводить «ревизию» имеющихся знаний.
- Создание учебных ситуаций, требующих коллективного обсуждения, выражения собственного мнения. Это касается, например, применения технологии «мозгового штурма» при обсуждении какого-либо вопроса, стимулирующего коммуникативную активность обучающихся.
- Создание учебных ситуаций, ориентирующих обучающегося на выбор одного верного решения учебной проблемы из ряда предложенных. Например, учитель предлагает учащимся несколько планов анализа текста и предлагает выбрать тот, который, на их взгляд, боле соответствует стратегии комплексного анализа, и обосновать свою точку зрения.
- Применение заданий, ориентирующих на связь теории с практикой. К примеру, преподаватель дает задание составить предложение товаров и услуг от лица компании, написать деловое письмо с предложением сотрудничества, составить резюме или заявление, используя полученные навыки коммуникации.
Традиционные формы обучения при реализации проблемного обучения должны заменяться новыми, ориентирующими учащегося на активное вовлечение в процесс обучения, развитие коммуникативных компетенций. К новым формам организации процесса обучения при проблемном подходе можно отнести:
- Учебно-ролевую игру практической направленности, воспроизводящую в условном пространстве учебной среде реальные коммуникативные модели.
- Задания творческого характера (сторителлинг, драматизация, инсценировка), способствующие эмоциональному вовлечению учащегося в процесс изучения материала.
- Дискуссионные формы взаимодействия (учебная дискуссия, диспут, «круглый стол»), которые позволяют обучающимся обменяться мнениями, организовать обсуждение, высказать свой взгляд на изучаемый феномен.
- Проектная деятельность, ориентирующая учащегося на самостоятельную разработку какого-либо аспекта темы.
- Научно-исследовательская деятельность, связанная с поиском и анализом информации по теме для создания собственного научно-учебного продукта в виде презентации, доклада, мини-исследования.
- Проблемное чтение, основанное на поиске в изучаемых источниках информации, способствующей решению учебных задач (самостоятельная работа со словарями и справочниками, чтение произведений классиков под «лингвистическим» углом, например, поиск в них определенных лексико-фразеологических единиц, грамматических конструкций).
Проблемное обучение предполагает наличие обратной связи, которую преподаватель должен регулярно получать от учащихся, чтобы анализировать ход и результаты применения проблемных форм обучения.
Таким образом, проблемное обучение в языковой подготовке студентов-иностранцев используется как эффективный инструмент активизации мыслительной и познавательной деятельности, способствующий формированию коммуникативных компетенций.