Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка

Спонтанное письмо как инструмент развития речевых навыков

Языковая компетенция включает различные речевые умения, однако одними из наиболее востребованных в современном обществе являются навыки письма, позволяющие создавать тексты различной стилевой и жанровой направленности. Будучи продуктивным видом речевой деятельности, письмо наряду с говорением позволяет связно выражать свои мысли, аргументировать точку зрения, а также осуществлять профессиональную коммуникацию.

В процессе школьного обучения русскому языку ученики сталкиваются с различными заданиями, которые стимулируют развитие навыков письма. Традиционно упражнения, которые направлены на формирование умений и навыков связной речи, вызывают наибольшие сложности в силу недостаточно развитого языкового чутья, отсутствия чувства стиля, бедности и однообразия речи. Поэтому важным аспектом работы учителя-словесника является стимулирование всех видов деятельности детей, которые способствуют развитию навыков письма и создания связных текстов.

В качестве методического приема, позволяющего активизировать умения и навыки учеников в этой области, выступает техника спонтанного письма, используемая на уроках в качестве одного из инструментов развития связной письменной речи.

Определение 1

Спонтанное письмо – термин, которым обозначается творческий вид речевой деятельности, связанный с созданием текстов без предварительной подготовки.

Сущность спонтанного письма заключается в том, что оно ориентирует ученика на практическое применение языковых знаний, способствует развитию речевых навыков, стимулирует словесное творчество. В основе данной техники лежит творческий и игровой подход к речевой деятельности, разнообразие форм и методов стимулирования речевой активности учеников.

При применении техники спонтанного письма на уроке педагог должен помнить, что данный прием является импровизационным только по форме, он требует большой подготовки. Так, предлагая ученикам задания, ориентирующие их на создание речевых произведений в свободной форме, педагог должен позаботиться о формировании мотивации, устойчивого интереса к данному виду деятельности, сформулировать ее цели и вооружить детей алгоритмами действия.

«Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Применяя технику спонтанного письма на уроке, необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Обеспечить ученикам свободу самовыражения и реализации собственных творческих замыслов.
  2. Минимизировать критику и негативную оценку, способствуя созданию ситуации успеха на уроке.
  3. Организовать работу в игровой форме, чтобы снизить уровень тревожности и страх неудачи.
  4. Ввести ограничения, касающиеся времени и объема работы, для формирования навыков самоконтроля.
  5. Перед началом работы проинструктировать учеников: провести беседу по возможному содержанию текста, использовать инструменты визуализации (картинки, слайды, видеоролики), предложить разновариантные форматы выполнения задания, а также стимулировать творческий, нестандартные формы его выполнения.

Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка

Использование техники спонтанного письма предполагает создание учебной ситуации, условия которой стимулируют речевое творчество учеников. Рассмотрим некоторые приемы, которые позволяют подготовить детей к началу работу и создать необходимый настрой для написания текстов:

  1. Создание текстов на основе визуального материала. Варианта реализации этой ситуации различны. Учитель может использовать интересные сюжетные картинки, необычные фотографии, открытки, а также слайды и видеоролики, которые демонстрируются ученикам на уроке. После обсуждения визуального материала учителя предлагает детям создать текст на основе изображения. Это может быть отзыв на видеоролик, сочинение-рассказ по сюжетной картинке, эссе на основе иллюстрации. Так, на одном из уроков педагог организовал работу по написанию отзыва на проект «Современная классика»: ученикам были показаны картины известных художников-классиков и их ремейки, а затем предложено написать отзыв или рассуждение на основе увиденного. Это могло быть выражение своего отношения к проекту подобного рода, размышления об искусстве, его прошлом и современном состоянии, рецензия на картину и проч.
  2. Написание текстов на основе игр. Учитель заранее готовит каточки с вопросами, например, «Кто? С кем? Где? Когда? Что делали? Зачем? Как?» и проч. Затем карточки раздаются ученикам, и они должны составить небольшой рассказ, ориентируясь на предложенные вопросы.
  3. Речетворчество на основе деформированного текста. Педагог может прочитать начало какой-нибудь интересной истории, а затем предложить ученикам придумать и записать ее завершение. Другой вариант этой работы – дополнить текст диалогами, описаниями и рассуждением на какую-либо тему. К примеру, в седьмом классе на уроке развития речи ученикам было предложено написать сочинение-рассказ по заданному началу: их ровесник получает в подарок робота, обладающего феноменальными способностями. В ходе выполнения задания ученики дописали историю, завершив ее сюжет и снабдив необходимыми деталями, диалогами и описаниями.

Применение спонтанного письма на уроке – прием, позволяющий учителю помочь детям овладеть навыками письма, научиться формулировать свои мысли и выражать свое мнение, используя имеющиеся языковые умения и навыки.

Дата последнего обновления статьи: 02.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot