Метод глобальной симуляции в лингводидактике
Важнейшей задачей в обучении русскому языку как иностранному является развитие коммуникативных компетенций, которые направлены на удовлетворение коммуникативных потребностей через активизацию языковых знаний и умений. Тенденция современного обучения РКИ – стремление реализовать коммуникативный подход в практике преподавания. Одной из технологий такого обучения является метод глобальной симуляции.
Метод глобальной симуляции – это методика обучения иностранному языку, которая базируется на создании учебных условий, максимально приближенных к коммуникативной практике.
Впервые метод был апробирован при обучении французскому языку в 1970-х годах. Его создателями считают Ф. Дебузе Ф. Йеша и Ж.-М. Кара, применивших в обучении проект «Жилой дом», имитирующий существование жильцов многоквартирного дома, которые взаимодействуют между собой в различных речевых ситуациях, что стимулирует развитие всех языковых функций.
В дальнейшем Ф. Дебузе характеризовал метод как развитие сценария, основанного на применении элементов театрализации, рассчитанного на группу обучающихся примерно одного уровня подготовки, которые реализуют речевое поведение в ситуациях, предписываемых сценарным кодом (жильцы дома, работники фирмы, постояльцы в гостинице и проч.).
Применение глобальной симуляции основано на погружении ученика в условия коммуникативной ситуации, максимально приближенной к реальной, для полного раскрытия всех языковых функций. Это могут быть ситуации бытового характера (поход в магазин, в парикмахерскую, к врачу), путешествия (таможенный досмотр, покупка билетов, заселение в отель), взаимодействие с представителями ведомств и проч.
Следует отметить, что метод глобальной симуляции применяется, когда у учеников уже есть начальные (базовые) знания и коммуникативные умения, поэтому применять его в работе с теми, кто только начинает изучать язык, нецелесообразно.
Применение метода глобальной симуляции при обучении РКИ
При использовании метода существуют определенные организационные требования, которые необходимо соблюдать:
- Ознакомление участников с правилами и условиями игровой симуляции. Необходимо тщательно подготовить учеников к взаимодействию в рамках предложенной ситуации. Для этого заранее изучается словарный минимум, относящийся к теме, ученики знакомятся с характерными особенностями воспроизводимой ситуации (через просмотр видеозаписей, чтение статей или разыгрывание диалогов).
- Оформление языковой среды, которое также готовится совместно с учениками. Например, при симуляции «В ресторане» ученики заранее готовят меню, для симуляции «В торговом центре» - вывески с названиями магазинов, ценники, рекламные щиты и проч.
- Распределение между участниками коммуникативных ролей (продавец – покупатель, официант – клиент, администратор – постоялец отеля).
- Разыгрывание сценария в соответствии с принятыми на себя ролями. Этот этап требует подготовки: часть реплик может быть спонтанной, но основные сюжетные ситуации, диалоги, реплики определяются заранее и воспроизводятся участниками в процессе взаимодействия.
- Рефлексия прожитого в ходе симуляции коммуникативно-ролевого опыта, обмен вменения, впечатлениями, оценка собственной деятельности и деятельности группы в целом.
- Оформление и презентация конечного продукта симуляции. Это может быть видеоролик, фотоотчет, эссе, сайт, тематический блог, а также иные формы представления, которые интересны ученикам (форум, конференция).
Преимущества данного метода заключаются не только в том, что он позволяет реализовывать коммуникативный подход в обучении. Метод глобальной симуляции дает возможность изучать язык в нужном социальном и (или) профессиональном контексте, что значимо при составлении практико-ориентированных курсов («Деловой русский язык», «Русский язык для трудовой деятельности», «Русский язык для путешествий и общения», «Русский для научно-учебных целей» и проч.).
Кроме того, метод глобальной симуляции является средством социокультурной адаптации инофонов, поскольку знакомит их с особенностями быта, традициями, культурой, спецификой менталитета русскоязычных людей, а также помогает усвоить принятые в обществе стереотипы речевого поведения, формулы вежливого общения и проч.
Однако у метода симуляции есть и свои минусы. В частности, они относятся к трудоемкости применения метода, необходимости длительной подготовки, отсутствии спонтанности в применении языковых навыков, необходимости действовать по заранее подготовленному сценарию. Кроме этого, результаты применения метода не обладают достаточной надежностью и воспроизводимостью и во многом зависят от мотивации участников, их первоначального уровня подготовки, а также от мастерства преподавателя.
Тем не менее, метод глобальной симуляции является перспективным направлением в обучении РКИ, поэтому его можно использовать в обучении как вариант проектной или внеуадиторной занятости.