Применение ИКТ на уроках русского языка
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в образовании представляют собой систему методов, связанных с внедрением в процесс обучения современной компьютерной техники, средств мультимедиа, а также программного обеспечения и возможностей сети Интернет.
Компьютеризация современного образования – одна из основных тенденций в его развитии, связанная с модернизацией общества и активным распространением технологий и массовых средств коммуникации.
В основе применения ИКТ в образовании лежат принципы и идеи, которые были положены в основу программированного обучения (разрабатывалось в середине XX в. Д. Брунером, Б. Скинером и др.).
Применение ИКТ способствует, как отмечают исследователи, более эффективному обучению, поскольку позволяет достичь следующих результатов:
- повысить интерес к изучаемой теме;
- добиться более высокого качества усвоения программного материала;
- индивидуализировать процесс обучения, адаптировав его под нужды определённых категорий учеников;
- дифференцировать содержание обучения и его методы;
- обеспечить полноценный доступ к образовательным услугам тем группам детей, которые имеют какие-либо ограничения по состоянию здоровья;
- развивать информационную культуру детей и подростков;
- стимулировать учеников к самостоятельному поиску и усвоению материала из открытых источников.
ИКТ можно использовать на любом этапе урока, а также в процессе работы над разными разделами темы, поскольку это помогает дополнить традиционный урок новым содержанием и вовлечь учеников в процесс активной работы.
На уроках русского языка средства и приёмы ИКТ целесообразно использовать в меру, учитывая как возрастные и индивидуальные особенности детей, так и характер изучаемого материала:
- На этапе работы с теоретическими сведениями или знакомства с новым материалом можно привлекать компьютерную наглядность – презентации, слайд-шоу, обучающие видеоролики.
- На этапе закрепления полученных знаний целесообразно обратиться к интерактивным диктантам, тестам, орфографическим тренажёрами иным средствам отработки речевых умений; также необходимо привлекать к работе электронные словари и справочники по культуре речи, помогающие детям познакомиться с литературной нормой, найти и справить ошибки, расширить свой словарный запас.
- На этапе повторения и обобщения изученного педагог обращается как к презентациям, содержащим систематизированный материал, так и к инструментам, позволяющим создавать ментальные карты или интеллект-карты, включающие изученные понятия, категории.
- В ходе рефлексии и контроля используются тесты, позволяющие быстро и объективно, в соответствии с заданными критериями оценить уровень подготовки детей.
Методологические основы использования ИКТ
Методы, связанные с использованием возможностей ИКТ в преподавании русского языка, можно классифицировать следующим образом:
- Группа наглядных форм представления знаний (использованием презентаций, слайдов, фотографий).
- Практико-ориентированные методы (различного рода орфографические, пунктуационные, грамматические практикумы посредством компьютерных технологий).
- Метод проблемного обучения (демонстрация фрагмента видеолекции, записи речи, которую необходимо проанализировать).
- Проектный метод (подготовка исследований с использованием компьютерных средств: создание электронных словарей, презентаций).
- Метод ролевой игры (виртуальная игра «Корректор», интерактивное путешествие по какому-либо разделу языкознания).
Наиболее распространённые приемы использования компьютерных средств в языковом образовании включают:
- Интерактивные тесты и тестовые задания, включая интерактивные диктанты и упражнения как разновидность тестовых заданий. Они представляют собой стандартизированные дидактические материалы, ориентирующие ученика на выбор правильного ответа из предложенных и (или) формулировку собственного ответа. Несомненные достоинства подобных тестов заключаются в их объективности, быстроте оценки знаний и умений, а также возможности ознакомиться с ошибками и их причинами.
- Электронные учебники в условиях современной школы стали дополнением к традиционным печатным: они содержат файлы мультимедиа (например, аудиозаписи, фрагменты видеоуроков, ссылки на электронные словари), а также необходимые интерактивные контрольно-измерительные материалы.
- Презентации, в том числе анимированные, позволяющие проводить уроки нестандартно (например, создавать интерактивные кроссворды, викторины).
- Электронные словари и справочники, а также информационные порталы в сети Интернет, которые используются для самостоятельной работы, подготовки докладов, сообщений, проектов и проч.
Использование интерактивных средств и компьютерных технологий позволяет более эффективно использовать наглядные средства во время урока, облегчает процесс усвоения сложных тем, позволяет дополнить традиционную наглядность дополнительными материалами (аудиозаписями), а также позволяет представить материал в более структурированном, чётком виде.