Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приемы скорочтения и их роль в формировании речевых навыков

Приемы скорочтения и их роль в формировании речевых навыков

Важную роль в развитии речевых навыков играет чтение, которое не только само по себе является одним из видов речевой деятельности, но и стимулирует другие ее аспекты: способствует пополнению словарного запаса, улучшает грамматический строй, формирует навыки анализа текстовой информации.

В современной методике преподавания русского языка и литературы уделяется внимание приемам скорочтения как методике оптимального и эффективного восприятия и усвоения текстовой информации.

Методика скорочтения основана на оптимизации процессов восприятия информации за счет тренировки зрительного внимания, расширения полей зрения, развития навыков быстрого переключения, чтобы читать быстро без потери смысла. В практике обучения скорочтение необходимо сочетать с другими видами чтения: просмотровым, поисковым, «медленным», «жужжащим» и проч., что позволяет достичь оптимального эффекта в освоении приемов восприятия текстовой информации.

На уроках приемы скорочтения можно использовать при работе с текстовой информации разного уровня. Этому способствуют различные упражнения, которые направлены на формирование навыков быстрого чтения:

  1. Работа с таблицами Шульте, которые представляют собой решетки с числами от 1 до 25, расположенными в произвольном порядке. Задача ученика – назвать и показать числа от 1 до 25 и обратно за минимальное время.
  2. Чтение деформированного текста: верхняя или нижняя часть в каждой строке закрывается листом белой плотной бумаги, и ученик должен прочитать слова в строчке, опознавая их только по части букв.
  3. Чтение «зашумленного текста»: текст дополняется лишними буквами, символами, на него накладывается решетка, полупрозрачная бумага и т. п. Задача ученика – читать такой текст, преодолевая элементы «зашумления».
  4. Чтение перевернутого текста: текст поворачивается под углом (90, 180 градусов), и ученик читает его.
  5. Чтение только гласных или согласных букв в тексте, чтение только первых (последних) слогов.
  6. Чтение задом наперед и обратно.
«Приемы скорочтения и их роль в формировании речевых навыков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Навыки скорочтения способствую развитию следующих речевых умений:

  1. Воспринимать текст, постигать его содержание.
  2. Быстро находить в тексте необходимой информации.
  3. Выделять в тексте композиционные части, анализировать его структуру.
  4. Использовать информацию, данную в тексте, для ответов на вопросы, работы с ними.
  5. Сравнивать, сопоставлять содержание текстов.

Использование приемов скорочтения на уроках русского языка

Приемы скорочтения на уроках русского языка могут использоваться на одном из этапов урока, который связан с чтением и анализом текстовой информации. Организуя работу на уроке, учитель использует различные задания и упражнения:

  1. Педагог проецирует на доску текст, буквы в котором перемешаны, просит прочитать его про себя и ответить на вопросы по содержанию текста (сам текст при этом убирается). После самостоятельного или группового выполнения упражнения проводится рефлексия: дети обсуждают, что показалось особенно сложным в выполнении задания, обмениваются ответами на вопросы и оценивают их правильность.
  2. Учитель проецирует на экран сплошной текст, набранный без пробелов. Задача детей – прочитать текст, найти в нем определенные слова (например, изучаемые термины или словарные слова) и выписать их в тетрадь.
  3. Учитель дает ученикам текст большого объема и просит, не читая текст, найти в нем определенные слова или выражения.
  4. Другой вариант выполнения предыдущего задания – учитель дает детям большой текст и начинает задавать вопросы. Задача детей – ориентироваться на ключевые слова вопроса и, не читая текста, найти ответы.
  5. Учитель дает детям список словарных слов в перевернутом виде. Ученики должны несколько раз прочитать слова про себя. Затем дети получают задание вставить пропущенные буквы в словарных словах (перевернутые тексты у них забираются).
  6. Дети получают карточки с текстом, буквы которого искажены или заменены. Например: ЖNЛN-BЫЛN ДЕД ДА BАBА, N BЫЛА У НNХ КУРОЧКА РЯBА. Задача детей – подчеркнуть все замены и исправить их. Такую работу можно проводить и со словарными словами, что значительно повышает уровень грамотности за счет развития зрительной и ассоциативной памяти. Например, учитель предлагает ряд слов: В$ЛQСИП$Д, В$СТИБJOЛЬ, ПVРVШJOТ, ЖJOРИ, КVРНИЗ, КVМQРКV. Группы одинаковых символов, стоящих на месте русских букв, приучают видеть, что в словах заменена одна и та же буква. Ученики подчеркивают замененные символы и надписывают над ними русские буквы, в результате получается: велосипед, вестибюль, парашют, жюри, карниз, каморка. СТИБJOЛЬ, ПVРVШJOТ, ЖJOРИ, КVРНИЗ, КVМQРКV. Группы одинаковых символов, стоящих на месте русских букв, приучают видеть, что в словах заменена одна и та же буква. Ученики подчеркивают замененные символы и надписывают над ними русские буквы, в результате получается: велосипед, вестибюль, парашют, жюри, карниз, каморка.

Скорочтение не является основным методом усвоения текстовой информации. Необходимо приучать детей и медленному, смысловому чтению, поэтому использование на уроке этого приема является эпизодическим. Однако применение скорочтения как элемента, дополняющего традиционные формы работы с текстом на уроке, способствует развитию памяти, словесно-логического мышления, переключаемости внимания и помогает детям повысить продуктивность умственной деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 23.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot