Неуспешность обучения в онлайн-сфере: проблемы и факторы
Современное образование все больше переходит в онлайн-сферу, формируя проблему мотивации и удержания внимания слушателей, которые вынуждены большую часть материала осваивать самостоятельно и завершить обучение, достигнув его цели. На практике обучающийся, который осваивает русский язык онлайн, встречается с рядом трудностей, серди которых можно выделить социально-психологическую дезадаптацию, возникающую из-за отсутствия мотивации к учению вне учебной группы, где он может осуществлять межличностную коммуникацию с другими обучающимися. Эта проблема влечет за собой другую проблему, тесно с ней связанную. В условиях индивидуального обучения для поддержания высокого уровня мотивации и постоянного внимания максимально значимым становится содержание учебного материала и способ его подачи. В противном случае это приводит к невысоким показателям обучения и разочарованию в онлайн-образовании. Основные факторы снижения интереса к учебному материалу заключаются в следующем:
- Однообразная форма проведения занятий, минимум используемых типов и видов заданий, высокий процент предсказуемости.
- Отсутствие интерактивности и обратной связи.
- Преобладание репродуктивных форм над деятельностными, в результате большая часть учебного времени отводится теории, а не практике.
- Невысокая личная заинтересованность обучающегося в учебном материале, отсутствие эмоционального отклика.
Для преодоления этих трудностей педагогу необходимо использовать различные инструменты вовлечения учащихся в освоение учебного материала. В настоящее время дидактика находится в активном поиске новых приемов, форм и техник работы на занятии, которые позволяют эффективно использовать время ученика, удерживать его внимание и создавать высокую мотивацию для усвоения учебного материала.
Приемы нарративного дизайна в преподавании русского языка
Нарративный дизайн в педагогике представляет собой одну из методических техник подачи учебного материал, которая позволяет сделать процесс обучения более интересным, содержательно разнообразным и мотивирующим для учащегося.
Нарративный дизайн реализуется в ряде приемов, которые могут быть успешно применены в ходе преподавания русского языка как в онлайн-формате, так и в формате очных занятий:
- Дидактический сторителлинг – прием, основанный на превращении учебного текста в историю, обладающую сюжетом, динамизмом и удерживающую внимание учащихся. Самый простой пример использования сторителлинга в обучении русскому языку – это лингвистические сказки, применяемые в начальной школе для образного запоминания правил и норм языка.
- Визуальное повествование, которое включает видеоряд, помогающий лучше запоминать суть изучаемых явлений. В частности, иллюстрирование правила, поиск демотиваторов к конкретному языковому факту делает процесс его запоминания более легким. Хорошо зарекомендовала себя серия Анны Беловицкой «Котограмота»: книги автора состоят из иллюстраций с героями-котами, попадающими в различные речевые ситуации, показывающие специфику правописания, употребления тех или иных грамматических форм или произношения слов.
- Текстовые и графические новеллы как приемы вовлечения обучающегося в различные коммуникативные ситуации, имитирующие, например, ток-шоу, интервью, защиту проекта, в ходе которых происходит формирование необходимых языковых навыков. Например, отработку правописных навыков можно организовать в форме игрового упражнения «Корректор», задача которого состоит в редактировании текста будущей статьи журнала и газеты.
- Использование игровых технологий. Например, применение формата квеста, квиза или викторины, позволяющих освоить учебный материал в нетрадиционной форме игры или соревнования.
- Использование кейсов-симуляторов – практических задач, имитирующих ситуацию реальной речевой практики. Например, можно составить кейс «Экзаменатор» для выпускников, которые готовятся к государственной итоговой аттестации. В ходе решения кейса участники сталкиваются с задачей проверить правильность выполнения экзаменационной работы, оценить ее по критериям и выставить итоговый балл. При этом правильные ответы не даются заранее, их необходимо найти самостоятельно, выполнив тест, обратившись к источникам дополнительной информации и проч.
Таким образом, применение приемов нарративного дизайна в преподавании русского языка позволяет сделать обучение более мотивирующим и осмысленным, добиться осознанного подхода к теории и практике, научить использовать теоретические сведения при решении различных языковых задач, вызвать эмоциональный отклик у обучающихся. Это, в свою очередь, способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к учению, личной заинтересованности в его результатах.