Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приемы лексико-семантического анализа стихотворения на уроках русского языка и литературы

Лексико-семантический анализ стихотворения и его цели

Наблюдение за языковой формой художественного произведения является важной составляющей работы по формированию навыков комплексного анализа текста, а также по развитию языкового чутья, чувства стиля, интерпретационных умений и навыков.

В процессе анализа языка стихотворения учитель сосредоточивает внимание учащихся на разных аспектах формы:

  1. Изучение индивидуально-авторского стиля.
  2. Анализ средств речевой выразительности и речевой экспрессии.
  3. Изучение специфики синтаксической организации текста.
  4. Выявление и анализ морфологических особенностей текста.
  5. Изучение лексико-семантической организации текста с последующим смысловым анализом.
  6. Наблюдения над звуковой организацией произведения.
Определение 1

Лексико-семантический анализ поэтического произведения на уроке представляет собой метод постижения его художественного своеобразия через изучение и оценку его лексики и семантики.

Изучение лексики поэтического произведения представляет определенные трудности, связанные с постижением семантики, стиля и языкового своеобразия используемых поэтом средств лексической выразительности. Основные проблемы для учащихся представляют следующие аспекты изучения лексики:

  1. Понимание смысла и функции церковнославянизмов, используемых в произведениях отечественных классиков как приметы высокого поэтического стиля.
  2. Постижение специфики слов, используемых в переносном значении.
  3. Анализ семантики слов и выражений, имеющих грамматические приметы архаизмов.
  4. Понимание смысла окказиональных авторских образований.
  5. Анализ средств языковой образности - тропов.

Для облегчения работы над художественным текстом учитель использует различные приемы анализа, которые различаются в зависимости от того, какое произведение становится объектом изучения.

Приемы лексико-семантического анализа стихотворения на уроках русского языка и литературы

Рассмотрим различные приемы лексико-семантического анализа поэтического текста в зависимости от его жанровой формы.

«Приемы лексико-семантического анализа стихотворения на уроках русского языка и литературы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При изучении текста басен ученики нередко сталкиваются с трудностями в понимании смысловой стороны произведения из-за особенностей языка и стиля басен, которые сочетают особенности разговорной речи и архаичные формы. В связи с этим эффективны те приемы анализа, которые направлены на разъяснения значения и функциональной окраски слов:

  1. Прием «Кроссворд по басням»: учитель предлагает учащимся решить кроссворд, отгадав по описанию их значения используемые автором лексические единицы.
  2. Прием «Знакомы незнакомец»: учитель предлагает детям нейтральный синоним к словам из текста басни, а учащиеся подбирают экспрессивные или стилистически-окрашенные эквиваленты.
  3. Прием «Переводчик»: учитель предлагает «пересказать» басню, используя средства другого стиля (например, официально-делового или научного).
  4. Прием «Карта слов»: учитель совместно с учениками составляет тезаурус стихотворения, распределяя лексику по группам (устаревшая, стилистически-окрашенная, экспрессивная).

При обращении к более сложным жанрам (например, элегия, сонет, послание и др.) в старших классах работа усложняется, учитель вводит приемы, отражающие комплексную работу над языком произведения:

  1. Прием «Заполнение таблицы», который позволяет группировать лексику в зависимости от условий анализа (например, выделять средства высокого стиля и нейтрального стиля; архаические и современные языковые средства; распределять лексику по семантическим тематическим группам: общественно-политическая, дружеская, любовная).
  2. Прием «Лингвистический эксперимент», который заключается в предъявлении деформированного поэтического текста и предложении восстановить лакуны с последующим сравнением с оригиналом.
  3. Прием «Сравнение», предполагающий сопоставление поэтических текстов одного автора или разных авторов на сходные темы. Иногда этот прием усложняется: учитель не называет автором текстов, а учащиеся в ходе работы над их лексической организацией должны самостоятельно определить авторство.
  4. Прием «Количественный анализ», основанный на подсчете слов определенных частей речи или частотности употребления форм одного м того же слова, несущего важную семантическую нагрузку.
  5. Прием «Составление поэтического словаря», суть которого заключается в том, что учащиеся составляют словарь наиболее часто встречающихся поэтических образов и средств их языкового выражения.
  6. Прием «Миксер»: учитель предлагает школьникам список слов из поэтического текста с их толкованием (при этом некоторые из толкований перепутаны), задача учащихся - восстановить правильное соответствие между лексическими единицами и их значением.
  7. Прием «Историко-культурный комментарий, который заключается в том, что учащиеся не просто раскрывают семантику слов, но и дают пояснение, касающееся их исторического и (или) культурологического значения в эпоху написания произведения.

Использование разнообразных прием лексико-семантического анализа текста поэтического произведения позволяет реализовать принцип комплексного подхода к изучению формы произведения и расширить пределы лингвистической компетенции учащихся.

Дата последнего обновления статьи: 15.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot