Лексико-семантический анализ стихотворения и его цели
Наблюдение за языковой формой художественного произведения является важной составляющей работы по формированию навыков комплексного анализа текста, а также по развитию языкового чутья, чувства стиля, интерпретационных умений и навыков.
В процессе анализа языка стихотворения учитель сосредоточивает внимание учащихся на разных аспектах формы:
- Изучение индивидуально-авторского стиля.
- Анализ средств речевой выразительности и речевой экспрессии.
- Изучение специфики синтаксической организации текста.
- Выявление и анализ морфологических особенностей текста.
- Изучение лексико-семантической организации текста с последующим смысловым анализом.
- Наблюдения над звуковой организацией произведения.
Лексико-семантический анализ поэтического произведения на уроке представляет собой метод постижения его художественного своеобразия через изучение и оценку его лексики и семантики.
Изучение лексики поэтического произведения представляет определенные трудности, связанные с постижением семантики, стиля и языкового своеобразия используемых поэтом средств лексической выразительности. Основные проблемы для учащихся представляют следующие аспекты изучения лексики:
- Понимание смысла и функции церковнославянизмов, используемых в произведениях отечественных классиков как приметы высокого поэтического стиля.
- Постижение специфики слов, используемых в переносном значении.
- Анализ семантики слов и выражений, имеющих грамматические приметы архаизмов.
- Понимание смысла окказиональных авторских образований.
- Анализ средств языковой образности - тропов.
Для облегчения работы над художественным текстом учитель использует различные приемы анализа, которые различаются в зависимости от того, какое произведение становится объектом изучения.
Приемы лексико-семантического анализа стихотворения на уроках русского языка и литературы
Рассмотрим различные приемы лексико-семантического анализа поэтического текста в зависимости от его жанровой формы.
При изучении текста басен ученики нередко сталкиваются с трудностями в понимании смысловой стороны произведения из-за особенностей языка и стиля басен, которые сочетают особенности разговорной речи и архаичные формы. В связи с этим эффективны те приемы анализа, которые направлены на разъяснения значения и функциональной окраски слов:
- Прием «Кроссворд по басням»: учитель предлагает учащимся решить кроссворд, отгадав по описанию их значения используемые автором лексические единицы.
- Прием «Знакомы незнакомец»: учитель предлагает детям нейтральный синоним к словам из текста басни, а учащиеся подбирают экспрессивные или стилистически-окрашенные эквиваленты.
- Прием «Переводчик»: учитель предлагает «пересказать» басню, используя средства другого стиля (например, официально-делового или научного).
- Прием «Карта слов»: учитель совместно с учениками составляет тезаурус стихотворения, распределяя лексику по группам (устаревшая, стилистически-окрашенная, экспрессивная).
При обращении к более сложным жанрам (например, элегия, сонет, послание и др.) в старших классах работа усложняется, учитель вводит приемы, отражающие комплексную работу над языком произведения:
- Прием «Заполнение таблицы», который позволяет группировать лексику в зависимости от условий анализа (например, выделять средства высокого стиля и нейтрального стиля; архаические и современные языковые средства; распределять лексику по семантическим тематическим группам: общественно-политическая, дружеская, любовная).
- Прием «Лингвистический эксперимент», который заключается в предъявлении деформированного поэтического текста и предложении восстановить лакуны с последующим сравнением с оригиналом.
- Прием «Сравнение», предполагающий сопоставление поэтических текстов одного автора или разных авторов на сходные темы. Иногда этот прием усложняется: учитель не называет автором текстов, а учащиеся в ходе работы над их лексической организацией должны самостоятельно определить авторство.
- Прием «Количественный анализ», основанный на подсчете слов определенных частей речи или частотности употребления форм одного м того же слова, несущего важную семантическую нагрузку.
- Прием «Составление поэтического словаря», суть которого заключается в том, что учащиеся составляют словарь наиболее часто встречающихся поэтических образов и средств их языкового выражения.
- Прием «Миксер»: учитель предлагает школьникам список слов из поэтического текста с их толкованием (при этом некоторые из толкований перепутаны), задача учащихся - восстановить правильное соответствие между лексическими единицами и их значением.
- Прием «Историко-культурный комментарий, который заключается в том, что учащиеся не просто раскрывают семантику слов, но и дают пояснение, касающееся их исторического и (или) культурологического значения в эпоху написания произведения.
Использование разнообразных прием лексико-семантического анализа текста поэтического произведения позволяет реализовать принцип комплексного подхода к изучению формы произведения и расширить пределы лингвистической компетенции учащихся.