Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приёмы активизации речевой деятельности детей с ЗРР

Задержка речевого развития (ЗРР) как учебно-методическая проблема языкового образования

Задержка речевого развития (ЗРР) представляет собой частую проблему, которая встречается у детей, испытывающих трудности в освоении родного языка. Обычно проблемы с речью начинаются в раннем возрасте, при несвоевременной их коррекции они переходят в разряд стойких нарушений и начинают влиять на успешность обучения ребенка в школе.

Учитель русского языка не является специалистом, который должен корректировать речевые нарушения, однако в практике современного преподавания все чаще возникают ситуации, когда педагогу-словеснику приходится искать пути и приемы развития речевой деятельности у тех учеников, которые испытывают различные трудности, обусловленные нарушением хода речевого развития. К ним можно отнести детей с дисграфией и дислексией, то есть нарушениями в области письма и чтения, а также тех учеников, которые страдают общим недоразвитием речи, заиканием, интеллектуальной недостаточностью и другими когнитивными нарушениями, влияющими на формирование языковых умений.

В этой ситуации учителю русского языка необходимо включать в педагогический арсенал приемы и методы, которые способствуют активизации речевой деятельности, выполняют коррекционную функцию и помогают в речевом развитии.

Рассмотрим типы упражнений и заданий, которые используются для активизации речевых навыков у учеников с ЗРР.

Приемы активизации речевой деятельности детей с ЗРР

В практике обучения русскому языку учитель может использовать различные типы заданий для активизации речи детей с ЗРР. Условно их можно разделить на три группы:

  1. Упражнения, направленные на анализ слова и его состава (звукового, морфемного, графического).
  2. Упражнения, основанные на развитии умения анализировать структуру предложения.
  3. Упражнения, нацеленные на стимуляции речевой деятельности.

Упражнения на активизацию навыков анализа структуры слова. Обычно дети, страдающие дисграфическими нарушениями, испытывают сложности при вычленении структуры слова, поэтому им полезны задания, ориентированные на анализ и синтез слов:

«Приёмы активизации речевой деятельности детей с ЗРР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Прием «Собери слово» позволяет организовать выполнение этого упражнения в игровой форме. Суть приема заключается в следующем: учитель делит слово на слоги (или морфемы), каждая часть пишется (печатается) отдельно на листке, в звездочке, на лепестках цветка и так далее. Задача ученика – собрать слово из данных ему частей, расположив их в правильной последовательности.
  2. Задание «Найди пару». Это задание - вариант проведения игры «Собери слово»: учителю необходимо изобразить части слов на одном листе в «воздушных шариках», ребенку нужно соединить шарики, относящиеся к одному слову, стрелочками либо закрасить их одним цветом.
  3. Словесный «Морской бой». Игра построена по принципу известного «морского боя», только вместо кораблей используются слоги разных слов. Задача ребенка – собрать слово из слогов, указав его правильные координаты. Например: А3, В6, С8 – ка – пи – тан. Игра развивает не только навыки анализа и синтеза слов, но и внимательность, усидчивость.

Упражнения и задания, направленные на активизацию навыков построения и понимания предложения:

  1. Ребенку дается несколько предложений деформированной структуры. Учитель просит заполнить пропуски подходящими по смыслу словами в нужной форме. Затем к предложениям добавляется карточка, сюжетно связанная с их содержанием. Ребенок должен рассмотреть иллюстрацию и скорректировать ошибки, которые были допущены им при выполнении заданий.
  2. Игра «Синтаксическое лото». Учитель готовит пять или шесть предложений, которые будут образцами для собирания лото. Затем лист с копией этих предложений разрезается на части. Задача ребенка – найти соответствия и закрыть все ячейки «лото».
  3. Игра «Перевертыши». Ребенку дается предложение, которое он должен изменить по заданию учителю: добавить в него второстепенные члены; сделать его отрицательным; переделать предложение в вопросительное и так далее.
  4. Игра «Собери пословицы»: педагог предлагает ребенку прочитать пословицы и объяснить их значение. Потом текст пословиц прячется, а ребенку предлагается собрать из самостоятельно, соединив фрагменты.

Упражнения, направленные на развитие навыков связной устной и письменной речи:

  1. Игра «Магазин»: педагог предлагает ученику буклет из магазина. Задача ученика – составить диалог, используя информацию из буклета. Можно спрашивать о наличии продуктов, их цене, проводимых акциях, уточнять характеристики товаров и проч.
  2. Вариант игры «Магазин» - задание «Составь объявление»: ученику предлагается прорекламировать какой-нибудь товар из буклета. Задача – написать короткий текст, в котором ученик должен подчеркнуть преимущества и достоинства товара, его выгоду или пользу для покупателя. Пример выполнения подобного задания: «Спешите купить наш виноград по самой низкой цене! Он сладкий, крупный, но без косточек. Украсит праздничный стол и станет отличным десертом для пикника!»
  3. Игра «Объясни инопланетянину» ученику дается задание составить инструкцию к хорошо известному предмету (например, ручка, стакан, ложка и проч.) для пришельца с далекой планеты, который раньше его никогда не видел. Инструкция может включать описание предмета, его назначения и использования, примеры пословиц и поговорок с данным предметом. Пример выполнения задания: Это ложка. У нее есть ручка, за которую мы держим ложку, и небольшой черпачок на конце: им хорошо набирать жидкую пищу. Ложка сделана из металла для прочности, но иногда мы едим легкими одноразовыми ложками из пластика. Ложкой едят супы, кисели и компоты, отламывают кусочки торта. Про человека, которому всегда везет, говорят, что он родился с золотой ложкой во рту. А если хотят сказать, что один работает, а другие этим пользуются, то говорят: «Один с сошкой, а семеро с ложкой».

Эти и подобные им упражнения стимулируют речевую деятельность детей с ЗРР, позволяя преодолевать трудности в обучении русскому языку.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot