Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
В методике орфографии одним из важных разделов является тот, который посвящен написанию отдельных частей слов. В частности, большое количество ошибок допускается в написании безударных окончаний существительных. Это связано со многими причинами:
- Недостаточное усвоение принципов распределения существительных по типам склонения.
- Незнание специфических окончаний, присущих той или иной парадигме склонения.
- Смешение окончаний в безударной позиции.
- Ориентация на фонетический принцип письма.
В русской грамматике существует три основных типа склонения, в которые объединяются имена существительные на основании формальных признаков: определенная родовая принадлежность, характер флексии в И. п. ед. ч., общность системы окончаний в падежной парадигме. Выделяются следующие группы:
- Первое склонение (академическое, школьное втрое), которое объединяет имена мужского и среднего рода типа «муж», «ведро».
- Второе (академическое, школьное первое), в состав которого входят имена мужского и женского рода типа «земля», «мальчишка».
- Третье, объединяющее имена женского рода с нулевой флексией (скатерть, постель, ночь).
Специфика написания окончаний обусловлена тем, что в некоторых случаях в безударной позиции возможно неразличение гласных звуков и, как следствие, смешение букв Е / И.
Релевантными являются следующие случаи:
- Р. п., Д. п., П. п. для имен первого школьного склонения.
- П. п. для имен второго школьного типа.
- Р. п., Д. п., П. п. для имен третьего типа.
Рассмотрим случаи написания подробно:
- Для первого склонения существуют следующие нормы: в Д. и П. п. пишется буква Е: подойти к знакомой аллеЕ, заблудиться в пустынЕ, постучать по батареЕ. В Р. п. пишется буква И: подарок от феИ, жить из милостынИ.
- У имен второго склонения в П. п. пишется Е: рассказать о мужЕ, ночь в музеЕ, сказка о КощеЕ.
- Для имен третьего склонения в указанных падежах характерно окончание И: лежать в постели, кататься по кровати, смахнуть со скатерти.
Окончания разносклоняемых существительных
Особняком стоят так называемые разносклоняемые имена, которые имеют специфические окончания. К ним относится ряд лексем на –мя и слово «путь». В указанных падежах (Р.-Д.-П.) имена на –мя имеют окончания третьего склонения: подойти к знаменИ, вырасти из семенИ, приподняться в стременИ, звать по именИ, шаман племенИ, освободиться от бременИ, выхватить из пламенИ, стучать по теменИ.
Аналогично изменяется слово «путь: сбиться с путИ, зайти в магазин по путИ, препятствия на путИ.
Правописание данных окончаний необходимо запомнить, так как они представляют собой нетипичные случаи словоизменения, обусловленные особенностями исторического развития русской системы склонений.
Написание существительных на –ий, -ия, -ие
Особняком стоят слова типа; планетарий, лекторий, серпентарий, виварий, профилакторий, санаторий, армия, полиция, дистанция, рация, облигация, здание, собрание, попечение, лечение и другие, поскольку они также изменяются не по основному правилу.
В Д. и П. падежах (для слов на –ий, -ие только в П. п.) они имеют окончание И (вместо ожидаемого Е): побывать в планетариИ, лечиться в санаториИ, служить в армиИ, переговариваться по рациИ, присутствовать на собраниИ, быть на леченИ, находиться на попечениИ, оказаться в зданиИ.
Эти же правила написания касаются мужских и женских имен на –ий и –ия: На ВалериИ новые брюки. Я был уверен в СавелиИ. Услышал известия о ДмитриИ. Свитер хорошо смотрится на ВиталиИ. Подойдите за справкой к АгниИ. На МариИ новые туфельки. Подумал о ЕвгениИ.
Необходимо различать написание вариантов женских имен на –ия и –ье: Мария / Маья, Наталия / Наталья и др. Второй вариант относится к первому склонению и пишется в соответствии с общим правилом: подойти к МарьЕ за консультацией, обратиться к НатальЕ за помощью.
Также различное необходимо различать правописание существительных среднего рода на –ия и –ье: размышлять о пениИ / о пеньЕ, пребывать в сомнениИ / в сомненьЕ.
Профилактика ошибок в написании окончаний
Для профилактики ошибок в написании безударных падежных окончаний необходимо, чтобы у учеников были четко сформированы грамматические навыки определения падежа и типа склонения слова. При смешении падежей и нетвердом знании склонений ошибки будут постоянно возникать на письме.
Кроме этого, важно вырабатывать орфографическую зоркость и внимание к опознавательным признакам данной орфограммы, к которым относятся, во-первых, место в слове, во-вторых, безударная позиция.
Важной составляющей работы является и выработка автоматического навыка написания окончаний, для чего используются орфографические тренажеры, тесты, таблицы и другие задания, которые направлены на формирование устойчивого умения правильно писать безударные флексии существительных.