Понятие социального статуса в лингвистике
Первоначально понятие социального статуса рассматривалось в социологии. В данной области знания под социальным статусом понимается позиция, занимаемся человеком в системе иерархических отношений в обществе и определяющая его функции и социальные роли, а также предписываемые ими нормы поведения.
Интерес лингвистики к проблемам речевого поведения привел к возникновению социолингвистики и изучению речи в аспекте ее связей с социальными ролями коммуникантов.
Под социолингвистическим статусом следует понимать позицию языковой личности в системе коммуникации, определяющую её роль в общении и тип речевого поведения.
Проблемой при изучении языкового статуса личности в лингвистике является поиск критериев, которые бы демонстрировали специфическое языковое содержание данной категории в отвлечении от социокультурных факторов. Однако в практике коммуникации очевидным является то, что влияние этих экстралингвистических факторов на ситуацию общения значительно.
Рассмотрим основные аспекты социолингвистических статуса личности:
- Уровень речевой культуры и языковой подготовки, от которого зависит понимание речи, содержание коммуникации и качество речевого сообщения.
- Пол коммуникантов: в лингвистике неоднократно подчеркивалась гендерная специфика языка, своеобразие мужской и женской форм коммуникации, влияющие на ее протекание и эффективность.
- Возраст коммуникантов также относится к определяющим факторам, так как речь представителей разных поколений во многом обусловлена современными им реалиями жизни, а также языковой модой. Например, речь подростков в 90-гг. XX века была насыщена уголовным арго, речь поколения "нулевых" - компьютерным жаргоном, в языке современной молодежи доминирует англоязычный сленг и невербальные компоненты коммуникации (эмотиконы, демотиваторы).
- Место, занимаемое участниками общения в системе общественных отношений, а также относительно друг друга. Для коммуникации в целом важны социальные роли участников общения, диктующие характер взаимодействия: официальное или дружеское, формальное или неформальное.
- Традиции речевого поведения, речевой этикет и нормы общественной коммуникации, одобряемые социумом. В каждом обществе на участников общения, помимо указанных критериев образования, пола, возраста и статуса, влияют также и те традиции общения, которые приняты в качестве нормативных в данном типе культуры. Это относится, прежде всего, к ритуализированным формам взаимодействия, касающимся каких-то типовых коммуникативных ситуаций и стандартных жанров (например, поздравление, комплимент, выражение благодарности или соболезнования и т.п.).
Приемы выражения социального статуса в речевом поведении
Вопрос о формах выражения социального статуса в речевом поведении является актуальным и дискуссионным. Учёные говорят о лингвистической индикации социального статуса, что проявляется в наличии значимых признаков, определяющих особенности каждой социальной группы.
Индикация речи может быть отмечена на разных уровнях реализации языковой системы: фонетическом, лексическом и грамматическом. Также к системе индексов можно отнести и роли участников общения в процессе коммуникации, так как участник более низкого статуса пользуется меньшей свободой выражения в общении, чем участник с более высоким статусом.
Рассмотрим, как речь маркирует социальный статус человека:
- В области произношения соблюдение орфоэпических норм отличает более образованного и интеллигентного индивида от того, кто слабо владеет нормами литературного ударения и произношения
- Лексикон человека, разнообразие, богатство и выразительность его словаря нередко также служат показателем социального статуса. Существуют специальные лексические единицы, которые маркируют принадлежность индивида к социальным "низам" (просторечие), деклассированным элементам (арго, мат), профессиональным группам (профессиональные жаргоны).
- Следование грамматическим нормам и отношение говорящего или пишущего к их строгому или нестрогому соблюдению определяется не только уровнем речевой подготовки, но и характером протекания коммуникации и распределением ролей между её участниками. Так, дружеское общение в неофициальной обстановке налагает на участников общения менее строгие требования относительно нормативности, чем официальное общение между начальником и подчинённым или коллегами.
Ещё одним примером индикации социального статуса личности является не только общий уровень речевой культуры, но и степень владения этикетными нормами общения. В каждом обществе существует свой "набор" формул вежливости, а также стандартных приемов речевого поведения в той или иной ситуации, которые соответствуют коммуникативному идеалу.
К маркерам социального статуса относятся и навыки невербального общения, которые сопровождают устную его форму и свидетельствуют о сформированности базовых коммуникативных умений.
Таким образом, социальный статус, являясь областью изучения социолингвистики, имеет лингвистические и социокультурные индикаторы.