Понятие пресуппозиции в лингвистике
На сегодняшний день лингвисты уделяют значительное внимание изучению пресуппозиции, что обусловливает наличие разнообразных подходов к пониманию сущности этого явления. Однако единого понимания пресуппозици до сих пор не выработано, что затрудняет комплексное изучение этого феномена.
Классическое определение пресуппозиции базируется на представлении о том, что за вербальным высказыванием стоит сообщение о некотором реальном объекте (явлении) действительности.
Пресуппозиция рассматривается широко как явление семантического плана предложения. На анализе пресуппозици сложных предложений основаны типологии видов сложных союзных предложений, а также современные теории актуального членения предложений. Помимо указанных направлений исследований, понятие пресуппозиции вводится и в теорию речевых актов для рассмотрения условий (прагматических, семантических и иных), которые обеспечивают успешность коммуникации.
Таким образом, в лингвистике пресуппозиция употребляется в нескольких аспектах:
- как семантическая категория, которая предполагает утверждение о существовании и единственности объекта;
- как предикативная функция слов;
- как прагматическая категория, которая определяет коммуникативные условия взаимодействия.
Понимание пресуппозиции как характеристики внутренней формы текста
В отечественной лингвистике пресуппозиции рассматриваются как экстралингвистические явления. Большинство языковедов сходятся во мнении, что пресуппозиция представляет собой когнитивный и культурный «код», общий для коммуникантов, определяющий условия и успешность их взаимодействия при равном уровне фоновых знаний.
С этой точки зрения можно говорить о существовании пресуппозиций на разных уровнях коммуникации:
- Макропресуппозиции основаны на совокупности базовых знаний, характерных для носителей языка.
- Социумные пресуппозиции обусловлены особенностями конкретной социальной среды.
- Микропресуппозиции определяются фоновыми знаниями участников конкретной ситуации общения.
Некоторые исследователи отмечают, что в понятие пресуппозиции входит и фигура автора, что предполагает наличие всех тех знаний представлений, на которые опирается автор при создании высказывания. Это тот минимум сведений, из которых исходит автор в своем сообщении, чтобы быть понятым адресатом в конкретной коммуникативной ситуации. Помимо этого, можно отметить, что пресуппозиция предопределяет и характер поведения адресанта, его принятие на веру тех фактов, которые сообщаются в высказывании. С точки зрения когнитивной лингвистик понимание высказывания базируется на том, что какие-то части высказывания принимаются адресатом безусловно, на основе общих представлений, складывающихся под влиянием пресуппозиций более глобального масштаба.
Например, в известной загадке о яблоках, растущих на березе: «На березе росло тридцать яблок, подул ветер, треть из них упала. Сколько яблок осталось?», адресат сразу же пытается дать ответ на математический вопрос, игнорируя тот факт, что на березе яблоки не растут. Таким образом, очевидно, что в данном случае прагматическая пресуппозиция, заданная в начале высказывания, принимается адресатом безусловно, несмотря на ее противоречие реальности.
Анализируя различные высказывания, языковеды приходят к выводу, что в высказывании (тексте) пресуппозиция существует на двух уровнях:
- предтекстовом уровне как совокупность общих знаний адресата о мире, которые необходимы для правильного восприятия и понимания заложенной в тексте информации. в качестве примера таких пресуппозиций можно привести любые инструктивные тексты, а также высказывания, создающиеся в процессе бытового общения;
- уровне внутритекстовой импликации как информации, присутствующей в тексте неявно, скрыто, но извлекаемой из него в конкретной коммуникативной ситуации. Например, в предложении «Что-то холодно стало», произнесенном в ситуации, когда в комнате проветривают, содержится пресуппозиция, связанная с желанием говорящего, чтобы окно закрыли.
Из сказанного можно сделать вывод, что прагматическая пресуппозиция является экстралингвистическим фактом характеристики высказывания. В качестве прагматических пресуппозиций можно выделить следующие условия, которые обеспечивают эффективность коммуникативного взаимодействия:
- Ситуативные и фактические пресуппозиции, складывающиеся вокруг конкретной коммуникативной ситуации и ее предметного содержания.
- Синтагматические пресуппозиции, направленные на детерминацию слов или предложением другими единицами контекста.
- Авторские пресуппозици, связанные с представлениями говорящего о степени осведомленности адресата в предмете речи.
Таким образом, понимание пресуппозиции как характеристики внутренней формы текста является продуктивным с точки зрения объяснения условий, в которых протекает коммуникация.