Поликодовые вторичные тексты и их применение в анализе учебной статьи
В преподавании русского языка особую актуальность приобретают различные формы работы с текстами, поскольку текст предстает как основной носитель смысла, единица информационного сообщения, используемая в общественной коммуникации. Текстоцентризм современного курса русского языка в школе предполагает обучение школьника эффективным приемам работы с текстом для улучшения его понимания и повышения качества переработки содержащейся в нем учебной, познавательной или культурной информации.
В методике давно известны и широко используются вторичные тексты – это номинация речевых произведений, созданных на базе первичных текстов. К вторичным текстам в классическом языковом образовании можно отнести следующие виды:
- Вторичные тексты малого объема (аннотация, план, тезисы).
- Вторичные тексты большого объема (конспект, реферат, дайджест).
Современный школьник, сталкиваясь с необходимость вторичной переработки текста, зачастую оказывается неспособен составить план статьи или рассказа, написать аннотацию к литературному произведению или представить проработанный конспект учебного параграфа. Это происходит из-за отсутствия целенаправленной работы по формированию навыка использования вторичных текстов в процессе обучения. Чтобы понят принципы создания вторичных текстов, необходимо освоить их как учебно-дидактический материал, научиться извлекать из них информацию, анализировать используемые приемы сокращения («свертывания») информации, а также знаково-символические способы фиксации смысла.
Работу над вторичным текстом на уроке необходимо начинать с простых и доступных заданий, которые направлены на соотнесение текста учебной статьи (из учебника по русскому языку или литературе) и его представления в виде вторичного текста поликодовой природы.
Вторичные тексты поликодовой природы представляют собой знаково-символические схемы, опорные конспекты, сочетающие вербальные и визуально-графические элементы для представления значимой информации, взятой из первичного текста.
Методика работы с поликодовыми вторичными текстами на уроке
В качестве простого текста поликодовой природы может выступить плакат (слайд) презентации, содержащий схематичное, наглядно-образное представление информации из учебной статьи. Работа с поликодовым вторичным текстом включает ряд этапов:
- Мотивационно-организационный этап помогает настроить детей на работу с информацией, представленной в знаково-символическом виде.
- Этап восприятия и анализа включает разбор содержания поликодового вторичного текста в с соотнесении с первичным текстом учебной статьи. Анализ проходит по ряду параметров: соответствие теме, объем представленной информации, качество презентации информации (способ ее обозначения, надежность используемых образов, их понятность и доступность), а также полнота сведений, отраженных во вторичном тексте.
- Этап обобщения заключается в подведении итогов анализа и определении закономерностей создания и строения вторичных текстов такого рода.
В дальнейшем по мере накопления опыта работы с простейшими поликодовыми текстами школьникам можно предлагать боле сложные варианты: например, ментальные карты, денотатные графы, рисунки и проч. Задача учащихся состоит не только в том, чтобы соотнести содержание учебной статьи со способом его репрезентации в знаковой символической форме. Дидактическая цель подобных упражнений – выявить наиболее общие принципы трансформации информации для облегчения ее обобщения, систематизации и запоминания в виде небольших по объему вторичных текстов, построенных с использованием поликодовых структур.
На этом этапе можно предусмотреть различные задания, связанные с использованием вторичного поликодового текста:
- Перескажи содержание статьи кратко и подробно, используя вторичный текст как план.
- Выдели ключевые микротемы статьи с опорой на вторичный текст, а затем прочитай учебную статью и сравни выделенные микротемы с теми, которые присутствуют в первичном тексте.
- Ответь на вопросы по содержанию текста (статьи), не читая ее, с опорой на вторичный текст.
- Дополни лакуны в поликодовом вторичном тексте (например, в ментальной карте), используя текст учебной статьи.
- Дай определение терминам, использованным в статье, с опорой на вторичный текст.
Наконец, на завершающем этапе можно предложить ученикам работу по созданию собственных поликодовых вторичных текстов на основе текстов учебных статей. Это позволит научить детей выделять главное и систематизировать полученные сведения, применяя экономные методы конспектирования.
Таким образом, использование поликодовых вторичных текстов развивает у школьников навыки работы с информацией, которые составляют ядро функциональной грамотности в области работы с текстами.