Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Поисковый диктант» и техника его использования на уроках русского языка

«Поисковый диктант»: понятие и характеристика

В процессе обучения русскому языку педагоги применяют различные методы развития орфографических и пунктуационных навыков, в том числе с помощью различных упражнений. Традиционным видом упражнений, которые совмещают обучающую и контролирующую функции, является диктант, существующий во многих разновидностях. Будучи репродуктивным методом по своей сути, диктант, тем не менее, оставляет возможности для развития и совершенствования речевых навыков за счет трансформации его структуры. Так, учителя используют творческие диктанты, диктанты «с продолжением» и проч.

Относительно новый тип диктантов – поисковый диктант, который используется на уроках русского языка не только для формирования орфографических и пунктуационных навыков, но и для развития речевой культуры в целом.

Определение 1

Поисковый диктант представляет собой разновидность работы с текстом диктанта, направленную на поиск и обнаружение заданных языковых явлений.

Поисковый диктант может использоваться в качестве обучающего и контрольного упражнения. В последнем случае учащиеся пишут диктант, а в качестве грамматических заданий предлагаются упражнения поискового характера.

Познавательная ценность поискового диктанта заключается в том, что учащиеся самостоятельно осуществляют поиск языкового материала по заданным критериям, анализируя признаки и свойства языковых единиц.

Техника использования «поискового диктанта» на уроках русского языка

Задания для поискового диктанта учитель может формулировать в соответствии с изучаемыми темами или разделами языкознания:

  1. Найти слова (слово), Виктором не совпадает количество звук или букв, объяснить причину этого несоответствия.
  2. Подчеркнуть слова, в которых происходят определенные фонетические процессы (например, озвончение или оглушение согласных).
  3. Найти слова, в которых проявляется двойная роль букв «е, е, ю, я».
  4. Найти слова, соответствующие определенной морфемной схеме.
  5. Найти слова, образованные суффиксальным (или иным) способом.
  6. Выделить однокоренные слова.
  7. Указать слова, принадлежащие определенному лексико-грамматическому классу.
  8. Найти слова, обладающие сходными морфологическими признаками (например, только существительные определенного склонения, глаголы первого спряжения, страдательные причастия, качественные прилагательные и проч.).
  9. Выделить в тексте предложения, соответствующие схеме.
  10. Найти в тексте все двусоставные и односоставные предложения.
  11. Выделить согласованные / несогласованные определения или прямые / косвенные дополнения.
  12. Найти контекстные или языковые синонимы либо антонимы в тексте
  13. Выписать фразеологические единицы и объяснить их значения.
  14. Выписать слова, употребленные в переносном значении.
  15. Выписать многозначные слова, составить с ними предложения.
  16. Найти слова, иллюстрирующие правило или языковую норму.
««Поисковый диктант» и техника его использования на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Удобство поискового диктанта заключается такое в возможности сочетания заданий разных типов в пределах одной работы, а также в возможности применить дифференцированный подход к составлению заданий для учащихся разного уровня. Кроме того, учитель может варьировать количество заданий и их сложность, предлагая учащимся самим выбрать несколько предложенных вариантов для выполнения.

Другой способ применения техники поискового диктанта заключается в том, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное составление заданий к тексту диктанта. Такой вариант работы используется в качестве домашнего задания или проектной работы на уроке. Учащимся предлагается текст диктанта, в котором необходимо выделить все изученные орфограммы и пунктограммы, а также составить задания для актуализации различных языковых умений и навыков.

В процессе подготовки к ГИА по русскому языку задания к диктанту составляются в формате заданий, предложенных в контрольно-измерительных материалах, например:

  1. Выписать слова, правописание которых объясняется правилом «Написание безударных проверяемых гласных в корне».
  2. Найти предложения, в которых запятая ставится на основании одного и того же правила пунктуации, а также объяснить постановку знаков препинания.
  3. Выписать слова, у которых есть паронимы, составить с ними словосочетания.
  4. Выписать предложения, в которых имеются указанные средства языковой выразительности, и проч.

Используя поисковый диктант на уроках русского языка, учитель должен опираться на следующие принципы:

  1. Соблюдать преемственность в изучении учебного материала.
  2. Сочетать различные типы заданий для актуализации различных языковых навыков.
  3. Предусматривать вариативность в типе и количестве заданий.
  4. Связывать задания с коммуникативно-речевых компетенциями, в частности, с навыками анализа текста.

Применение поискового диктанта позволяет активизировать познавательную деятельность школьников и сформировать навыки языкового анализа текста.

Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot