«Поисковый диктант»: понятие и характеристика
В процессе обучения русскому языку педагоги применяют различные методы развития орфографических и пунктуационных навыков, в том числе с помощью различных упражнений. Традиционным видом упражнений, которые совмещают обучающую и контролирующую функции, является диктант, существующий во многих разновидностях. Будучи репродуктивным методом по своей сути, диктант, тем не менее, оставляет возможности для развития и совершенствования речевых навыков за счет трансформации его структуры. Так, учителя используют творческие диктанты, диктанты «с продолжением» и проч.
Относительно новый тип диктантов – поисковый диктант, который используется на уроках русского языка не только для формирования орфографических и пунктуационных навыков, но и для развития речевой культуры в целом.
Поисковый диктант представляет собой разновидность работы с текстом диктанта, направленную на поиск и обнаружение заданных языковых явлений.
Поисковый диктант может использоваться в качестве обучающего и контрольного упражнения. В последнем случае учащиеся пишут диктант, а в качестве грамматических заданий предлагаются упражнения поискового характера.
Познавательная ценность поискового диктанта заключается в том, что учащиеся самостоятельно осуществляют поиск языкового материала по заданным критериям, анализируя признаки и свойства языковых единиц.
Техника использования «поискового диктанта» на уроках русского языка
Задания для поискового диктанта учитель может формулировать в соответствии с изучаемыми темами или разделами языкознания:
- Найти слова (слово), Виктором не совпадает количество звук или букв, объяснить причину этого несоответствия.
- Подчеркнуть слова, в которых происходят определенные фонетические процессы (например, озвончение или оглушение согласных).
- Найти слова, в которых проявляется двойная роль букв «е, е, ю, я».
- Найти слова, соответствующие определенной морфемной схеме.
- Найти слова, образованные суффиксальным (или иным) способом.
- Выделить однокоренные слова.
- Указать слова, принадлежащие определенному лексико-грамматическому классу.
- Найти слова, обладающие сходными морфологическими признаками (например, только существительные определенного склонения, глаголы первого спряжения, страдательные причастия, качественные прилагательные и проч.).
- Выделить в тексте предложения, соответствующие схеме.
- Найти в тексте все двусоставные и односоставные предложения.
- Выделить согласованные / несогласованные определения или прямые / косвенные дополнения.
- Найти контекстные или языковые синонимы либо антонимы в тексте
- Выписать фразеологические единицы и объяснить их значения.
- Выписать слова, употребленные в переносном значении.
- Выписать многозначные слова, составить с ними предложения.
- Найти слова, иллюстрирующие правило или языковую норму.
Удобство поискового диктанта заключается такое в возможности сочетания заданий разных типов в пределах одной работы, а также в возможности применить дифференцированный подход к составлению заданий для учащихся разного уровня. Кроме того, учитель может варьировать количество заданий и их сложность, предлагая учащимся самим выбрать несколько предложенных вариантов для выполнения.
Другой способ применения техники поискового диктанта заключается в том, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное составление заданий к тексту диктанта. Такой вариант работы используется в качестве домашнего задания или проектной работы на уроке. Учащимся предлагается текст диктанта, в котором необходимо выделить все изученные орфограммы и пунктограммы, а также составить задания для актуализации различных языковых умений и навыков.
В процессе подготовки к ГИА по русскому языку задания к диктанту составляются в формате заданий, предложенных в контрольно-измерительных материалах, например:
- Выписать слова, правописание которых объясняется правилом «Написание безударных проверяемых гласных в корне».
- Найти предложения, в которых запятая ставится на основании одного и того же правила пунктуации, а также объяснить постановку знаков препинания.
- Выписать слова, у которых есть паронимы, составить с ними словосочетания.
- Выписать предложения, в которых имеются указанные средства языковой выразительности, и проч.
Используя поисковый диктант на уроках русского языка, учитель должен опираться на следующие принципы:
- Соблюдать преемственность в изучении учебного материала.
- Сочетать различные типы заданий для актуализации различных языковых навыков.
- Предусматривать вариативность в типе и количестве заданий.
- Связывать задания с коммуникативно-речевых компетенциями, в частности, с навыками анализа текста.
Применение поискового диктанта позволяет активизировать познавательную деятельность школьников и сформировать навыки языкового анализа текста.