Поэтический текст на занятиях с инофонами
Важность художественных текстов как дидактического материала в преподавании русского языка как иностранного трудно переоценить. Их использования на занятиях способствует расширению словарной базы, помогает понять функциональные особенности языковых единиц, а также является инструментом развития лингвострановедческой компетенции. В то же время художественные тексты неоднородны по составу и форме, поэтому особое внимание необходимо уделить рассмотрению вопроса о статусе поэтических текстов в преподавании русского языка.
Специфика поэзии как вида словесного искусства заключается не только в формальных ее отличиях от поэзии: наличии стихотворного ритма, размера, рифмы, строфической организации и проч. Глубинные отличия касаются содержательной стороны поэтического произведения, которое является феноменом эмоционально-чувственного восприятия мира и человека. Задача поэзии – выражение лирического переживания, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру. Это обусловливает определенные трудности при восприятии поэтических произведений учениками-инофонами:
- Отсутствие сюжета, невозможность уловить тематику, смысловую связи между частями поэтического текста.
- Образность языка, наличие тропов, слов в переносном значении, которые затрудняют понимание текста.
- Необходимость эмпатии, сопереживания поэтическому тексту, наличие определенного эмоционального опыта, позволяющего проникать в сущность поэзии.
Несмотря на данные трудности, поэтические тексты необходимо включать в занятия с инофонами, так как они не только помогают формировать языковые компетенции, но и развивают эстетические чувства, языковой вкус, чувство стиля, прививают любовь к языку.
Использование поэтических произведений в работе с инофонами зависит от уровня их языковой подготовки:
- При работе с учениками начального уровня целесообразно выбирать небольшие ритмичные стихи, простые по форме и содержанию. Для учеников младшего школьного возраста или дошкольников подойдут детские стихи и сказки (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский и др.). При работе со взрослыми учениками можно использовать произведения, посвященные понятной и близкой им тематике: природа, дружба, любовь, а также басни.
- На среднем уровне языковой подготовки увеличивается количество поэтических произведений и усложняется их качество: вводятся тексты с метафорами, эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Расширяется также и диапазон тем: это может быть философская и гражданская лирика.
- На продвинутом уровне можно предложить знакомство со стихотворениями, отличающимися сложной образностью и смысловой многомерностью.
Основные приемы работы с поэтическим текстом на уроках РКИ
Работа с текстом поэтического произведения включает три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Задача предтекстового этапа – подготовить учеников к восприятию поэтического текста, создать необходимый эмоциональный настрой, вызвать ассоциации, связанные с темой стихотворения. Для реализации этой цели используется ряд приемов:
- Прослушивание музыкального фрагмента и беседа, направленная на выявление эмоций, ассоциаций, которые вызвало музыкальное произведение у слушателей.
- Рассматривание иллюстраций, тематически связанных со стихотворением.
- Составление синквейна на тему, которая соотносится с темой поэтического текста.
- Беседа по вопросам на выявление первичных ассоциаций к заглавию или теме стихотворения.
Текстовый этап включает работу над самим поэтическим произведением:
- Выразительное чтение стихотворения педагогом или прослушивание чтецкого исполнения.
- Беседа на выявление первичного восприятия текста: какие эмоции вызвало; понравилось или нет; какое настроение создало и проч.
- Филологический анализ, включающий комплексную работу над текстом: анализ содержания в аспекте темы, проблемы, основной мысли, ключевых образов; рассмотрение языковых особенностей стихотворения: работа с лексикой, семантизация новых понятий; изучение тропов и средств их выражения; анализ фонетического строя стиха; работа над морфолого-синтаксической составляющей текста.
Послетекстовый этап предполагает рассмотрение поэтического произведения с точки зрения его смыслового содержания. Он нацелен на понимание текста и его интерпретацию. Чтобы помочь ученикам-инофонам проникнуть в смысловые аспекты текста, используются следующие приемы:
- Беседа по вопросам к тексту.
- Обучение выразительному (художественному) чтению, анализ актерского исполнения стихотворения.
- Устное словесное рисование.
- Составление понятийной схемы текста.
- Заполнение таблицы «Образы и смыслы стихотворения».
- Создание иллюстраций к стихотворению.
- Составление синквейна, даймонда, написание миниатюры, эссе или рецензии.
Все формы работы с поэтическим текстом направлены на погружение инофона в ситуацию переживания произведения через осмысление его формы и языкового выражения. При этом этап интерпретации текста неотделим от знакомства с социокультурной информацией, особенностями русской ментальности и духовности, отражением которой и является лирика.