Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Поэтический текст на занятиях с инофонами

Поэтический текст на занятиях с инофонами

Важность художественных текстов как дидактического материала в преподавании русского языка как иностранного трудно переоценить. Их использования на занятиях способствует расширению словарной базы, помогает понять функциональные особенности языковых единиц, а также является инструментом развития лингвострановедческой компетенции. В то же время художественные тексты неоднородны по составу и форме, поэтому особое внимание необходимо уделить рассмотрению вопроса о статусе поэтических текстов в преподавании русского языка.

Специфика поэзии как вида словесного искусства заключается не только в формальных ее отличиях от поэзии: наличии стихотворного ритма, размера, рифмы, строфической организации и проч. Глубинные отличия касаются содержательной стороны поэтического произведения, которое является феноменом эмоционально-чувственного восприятия мира и человека. Задача поэзии – выражение лирического переживания, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру. Это обусловливает определенные трудности при восприятии поэтических произведений учениками-инофонами:

  1. Отсутствие сюжета, невозможность уловить тематику, смысловую связи между частями поэтического текста.
  2. Образность языка, наличие тропов, слов в переносном значении, которые затрудняют понимание текста.
  3. Необходимость эмпатии, сопереживания поэтическому тексту, наличие определенного эмоционального опыта, позволяющего проникать в сущность поэзии.

Несмотря на данные трудности, поэтические тексты необходимо включать в занятия с инофонами, так как они не только помогают формировать языковые компетенции, но и развивают эстетические чувства, языковой вкус, чувство стиля, прививают любовь к языку.

Использование поэтических произведений в работе с инофонами зависит от уровня их языковой подготовки:

  1. При работе с учениками начального уровня целесообразно выбирать небольшие ритмичные стихи, простые по форме и содержанию. Для учеников младшего школьного возраста или дошкольников подойдут детские стихи и сказки (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский и др.). При работе со взрослыми учениками можно использовать произведения, посвященные понятной и близкой им тематике: природа, дружба, любовь, а также басни.
  2. На среднем уровне языковой подготовки увеличивается количество поэтических произведений и усложняется их качество: вводятся тексты с метафорами, эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Расширяется также и диапазон тем: это может быть философская и гражданская лирика.
  3. На продвинутом уровне можно предложить знакомство со стихотворениями, отличающимися сложной образностью и смысловой многомерностью.
«Поэтический текст на занятиях с инофонами» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные приемы работы с поэтическим текстом на уроках РКИ

Работа с текстом поэтического произведения включает три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Задача предтекстового этапа – подготовить учеников к восприятию поэтического текста, создать необходимый эмоциональный настрой, вызвать ассоциации, связанные с темой стихотворения. Для реализации этой цели используется ряд приемов:

  1. Прослушивание музыкального фрагмента и беседа, направленная на выявление эмоций, ассоциаций, которые вызвало музыкальное произведение у слушателей.
  2. Рассматривание иллюстраций, тематически связанных со стихотворением.
  3. Составление синквейна на тему, которая соотносится с темой поэтического текста.
  4. Беседа по вопросам на выявление первичных ассоциаций к заглавию или теме стихотворения.

Текстовый этап включает работу над самим поэтическим произведением:

  1. Выразительное чтение стихотворения педагогом или прослушивание чтецкого исполнения.
  2. Беседа на выявление первичного восприятия текста: какие эмоции вызвало; понравилось или нет; какое настроение создало и проч.
  3. Филологический анализ, включающий комплексную работу над текстом: анализ содержания в аспекте темы, проблемы, основной мысли, ключевых образов; рассмотрение языковых особенностей стихотворения: работа с лексикой, семантизация новых понятий; изучение тропов и средств их выражения; анализ фонетического строя стиха; работа над морфолого-синтаксической составляющей текста.

Послетекстовый этап предполагает рассмотрение поэтического произведения с точки зрения его смыслового содержания. Он нацелен на понимание текста и его интерпретацию. Чтобы помочь ученикам-инофонам проникнуть в смысловые аспекты текста, используются следующие приемы:

  1. Беседа по вопросам к тексту.
  2. Обучение выразительному (художественному) чтению, анализ актерского исполнения стихотворения.
  3. Устное словесное рисование.
  4. Составление понятийной схемы текста.
  5. Заполнение таблицы «Образы и смыслы стихотворения».
  6. Создание иллюстраций к стихотворению.
  7. Составление синквейна, даймонда, написание миниатюры, эссе или рецензии.

Все формы работы с поэтическим текстом направлены на погружение инофона в ситуацию переживания произведения через осмысление его формы и языкового выражения. При этом этап интерпретации текста неотделим от знакомства с социокультурной информацией, особенностями русской ментальности и духовности, отражением которой и является лирика.

Дата последнего обновления статьи: 30.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot