Подкасты и их место в учебном процессе
В процесс современного обучения все больше включаются интерактивные технологии, связанные с использованием мультимедийного контента. В связи с этим на уроках начинают использоваться приемы и методы обучения, связанные с применением аудиовизуальных средств.
Подкасты представляют собой разновидности аудиофайлов с информацией, имеющей развлекательное или образовательной значение. По форме – это небольшие сериалы или тематические подборки, которые доступны в удаленном формате для прослушивания и работы с ними.
Подкасты широко используются в изучении иностранных языков для отработки навыка восприятия аутентичных текстов на изучаемом языке, а также усвоения новой лексики и устойчивых выражений. Однако на сегодняшний момент подкастинг получил достаточно широкое распространение, поэтому существуют подкасты разной тематической и предметной направленности, которые могут быть использованы в преподавании любой дисциплины, не только иностранного языка.
Подкасты разнообразны по формату и жанровой разновидности:
- Подкасты-монологи представляют собой небольшие по продолжительности записи, которые являются размышлением или рассказом на определенную тему.
- Подкасты-интервью, представляют собой беседу на определенную тему, чаще всего актуальную для общества.
- Подкасты-истории, основанные на какой-либо сюжетной ситуации.
Качественный образовательный подкаст, как правило, создается в хорошем качестве, отличается динамичностью и способностью удержать внимание аудитории, в тоже время он характеризуется познавательной ценностью, позволяющей использовать его в качестве дидактического материала.
Дидактическая ценность подкастов обусловлена их свойствами:
- Разнонаправленным характером: подкаст создается не только в образовательных целях, но и как средство популяризации научных идей, развлечения, привлечения внимания к каким-либо проблемам.
- Интерактивностью: подкаст позволяет слушателям не просто пассивно воспринимать информацию, но и высказывать собственное мнение по теме, решать учебные задачи.
- Технологичностью: использование подкастов позволяет включить учеников в современное медиапространство, учит анализировать представленную там информацию и использовать ее для нужд самообразования и саморазвития.
- Ориентацией на индивидуальный подход: подкаст удобен как инструмент дифференциации обучения в соответствии с уровнем и образовательными потребностями учеников.
В силу возрастных особенностей детей подкасты не рекомендуется использовать для обучения учеников начальной школы, а также в первых классах средней школы. Однако в работе со старшеклассниками подкасты могут применяться достаточно часто, поскольку у старшеклассников достаточно хорошо сформировано произвольное внимание, навыки самостоятельной работы и способности к организации учебной дискуссии.
Подкастинг и его роль в языковом обучении
Подкастинг можно использовать на уроках русского языка как вспомогательное средство, позволяющее разнообразить содержание занятия, повысить интерес к изучаемому предмету и расширить представление об изучаемых языковых явлениях и фактах.
В Интернете на сегодняшний день существует большое количество материалов, позволяющих найти соответствующий теме урока подкаст, чтобы включить его в структуру учебного занятия. Например, изучая тему «Неологизмы» в старших классах целесообразно воспользоваться материалами подкаста о появлении новой лексики в связи с развитием мобильных технологий. Учитель организует прослушивание подкаста на уроке, а затем предлагает ученикам ответить на вопросы, связанные с его содержанием. По материалам подкаста можно составить «словарик» мобильных неологизмов и дополнить его примерами, которые вспомнят сами ученики.
Подкасты можно использовать и как этап вхождения в тему. Это должны быть достаточно короткие записи или небольшие фрагменты, в которых ставится проблема, имеющая отношение к теме урока. После прослушивания материала в классе организуется дискуссия, в ходе которой ученики формулируют свое отношение к изучаемой области, выделяют ее проблемные «зоны», а также озвучивают цель учебного занятия.
Подкасты можно использовать и как материал для проектной групповой работы, когда учитель дает учебным группам ссылки на подкасты и предлагает систему вопросов и заданий к ним. После самостоятельной работы с подкастом каждая группа отчитывается о полученных результатах на уроке-семинаре.
Подкасты и работа с ними на уроке прививают ученикам навыки анализа усланной информации, вычленения главного и второстепенного, помогают расширить представление о языке и его функционировании в обществе, учат формулировать свои мысли, грамотно выражать их, аргументировать свою точку зрения.