Подкаст как медиажанр
В современном языкознании возрос интерес к изучению новых жанровых форм, которые появились относительно недавно и выступают как формы существования гибридных текстов, сочетающих различные каналы передачи информации. Одним из таких жанров является подкаст, который широко распространен в современном медиадискурсе.
С точки зрения жанроведения подкаст представляет собой разновидность жанра медиадискурса, для которого характерно использование слухового канала подачи вербальной информации.
Будучи жанром публицистического стиля, подкаст наследует черты традиционных журналистских жанров, в частности, в прагматическом аспекте отличается информативностью и иллокутивным эффектом. Однако подкаст в современном медиадискурсе используется не только как информационно-воздействующий инструмент, но и как инструмент обучения, развития языковых навыков, расширения кругозора, самообразования и развлечения. Многофункциональность жанра подкаста определяет его место в системе жанров медиадискурсе, а также характерные коммуникативно-речевые особенности.
Описание жанровой природы подкаста в аспекте лингвистики
Жанровую характеристику подкаста следует давать с опорой на схему описания речевого жанра, предложенную в современной лингвистике и включающую выделение таких параметров, как коммуникативная цель, образ адресата и адресанта сообщения, диктумный (событийный) образ высказывания, образ будущего и речевые особенности реализации жанра.
Коммуникативная цель подкаста состоит в информировании адресата о каком-то событии, в освещении какой-то актуальной теме. Сопутствующие коммуникативные стратегии, реализуемые в подкасте, заключаются в активизации внимания слушателя, тренировке навыков слушания и восприятия информации на слух, что делает подкаст одним из инструментов обучения РКИ и иностранным языкам. Кроме этого, подкасты используются и в других целях: воздействие на слушателей с целью формирования их общественного мнения или гражданской позиции (например, в политических медиа), с целью стимулирования покупательской активности (в рекламных целях), а также в развлекательных целях.
В связи с многообразием целей подкастов можно выделить разные их виды:
- Учебный подкаст, направленный на передачу знаний, учебной информации.
- Научно-популярный подкаст, создаваемый в целях просвещения, распространения научных знаний и достижений.
- Рекламный подкаст для продвижения товаров и услуг.
- Общественно-политический подкаст на актуальные темы социально-экономические и политические темы.
- Развлекательный подкаст, создаваемый с досуговыми целями.
Образ автора в подкасте обычно формируется на основании особенностей индивидуальной речевой манеры говорящего (говорящих). Для слушающего важными сказываются просодические характеристики речи, а также темп, тембр, особенности артикуляции. В подкастах нередко используются стратегии диалогизации монологической речи, что проявляется в обращении к слушателям, использовании оценочных компонентов, приглашении слушателя к размышлению над проблемами, которые были высказаны в сообщении.
Адресат подкаста является коллективным и формируется как обобщенный образ определенной социальной группы, которая является аудиторией подкаста. Так, для подкастов нередки маркеры «включенности», что подразумевает наличие сленговых и жаргонных слов (например, в молодежных подкастах или подкастах, посвященных теме компьютерных игр), контекста, известного слушателям (к примеру, ссылок на предшествующие выступления или известные аудитории имена, события, темы). Для современного интернет-дискурса характерно вовлечение адресата в процессы обсуждения и оценки подкастов, в результате которых создается меиадискурс, нацеленный на описание уже существующего высказывания.
Диктумный уровень организации подкаста связан с освещением событий, о которых рассказывает автор. Как правило, эти события актуальны, поэтому имеют связь с настоящим. Кроме этого, для событийного уровня подкаста характерно сочетание рассказа о событии и его интерпретации, поэтому автор использует маркеры объективного изложения информации наряду с маркерами субъективной оценки.
Образ будущего в подкасте связан с прогнозом, который дает автор на основании анализа и оценки событий. Также образ будущего формируется совокупностью всех комментариев пользователей, которые последуют за публикацией подкаста. Это делает жанр интерактивным и в определенном отношении незавершенным, так как предполагается, что подкаст становится инициирующим обсуждение текстом.
Наконец, речевые особенности подкаста определяются сферой его функционирования. Текст подкаста создается на основе письменной речи, но бытует как устное высказывание. Поэтому для подкаста характерно сочетание разговорных и книжных элементов:
- Специфическая «разговорность» подкаста проявляется в основном в лексике и фразеологии, которая может включать разговорные и сленговые элементы.
- Признаки разговорного стиля в подкасте проявляются в интонационном оформлении высказывания: подкаст передает просодические особенности живой речи, сохраняя своеобразие орфоэпии, артикуляции, темпа и тембра речи, иных акустических характеристик.
- Синтаксис подкаста обычно ориентируется на грамматические нормы письменной речи, однако нередко, особенно в подкастах-интервью, собеседники используют элементы разговорного синтаксиса: инверсию, неполные предложения, реплики-пояснения, самоповторы, выражающиеся в употреблении уточняющих и дополняющих конструкций.
Таким образом, подкаст как медиажанр характеризуется разнородностью, функционально-целевым и коммуникативным разнообразием, поэтому используется и в педагогическом, и в журналистском, и в культурно-просветительском дискурсе.