Переосмысление жанра притчи в современном интернет-дискурсе
Традиционно жанр притчи представляет собой устойчивую систему содержательных, формальных и речевых констант, характеризующую текст-параболу, в котором сюжет является иллюстрацией глубинного философского содержания.
Жанр притчи относится к древнейшим речевым жанрам и существует во многих культурах. Пережив различные трансформации, связанные со структурой и содержанием, жанр притчи сохранился до наших дней и стал активной частью современного дискурса Интернета. Это обусловлено следующими особенностями жанра притчи:
- Универсальный характер содержания и кросскультурный смысл.
- Малый объем, позволяющий использовать притчу как иллюстративный текст или аргумент в дискуссии.
- Диалогичность структуры притчи, ее ориентация на достижение иллокутивного эффекта.
- Символизм и возможность различной интерпретации содержания.
В современном интернет-дискурсе жанр притчи представлен в различных коммуникативных ситуациях:
- В пространстве художественно-религиозных текстов.
- В сфере коммуникативно-речевых практик, осуществляемых с помощью гибридных текстов (например, мотиваторов, демотиваторов, мемов, видеороликов).
- В сфере публичной коммуникации в выступлениях блогеров, авторов каналов, а также в общих дискуссиях на форумах, в чатах и проч.
Характерной особенностью жанра притчи в современном интернет-дискурсе является расширение его прагматического аспекта. Притча используется не только как элемент религиозно-этического получения, но и как мотивирующий фактор, аргумент для убеждения зрителя или читателя в истинности какого-то утверждения, а также в качестве средства формирования имиджа автора как «советчика, друга, наставника».
Наряду с изменением среды бытования притчи меняются и коммуникативные установки жанра: помимо воздействия на личность с целью изменения ее поведения или образа мыслей, притчевые тексты начинают выполнять и другие функции, например, рекламные и имиджевые.
Образ автора в современной притче формируется либо за счет апелляции к духовному или нравственному авторитету, либо определяется самим говорящим. В первом случае в тексте появляются маркеры ссылки на авторитет: буддийская, даосская, христианская притча / восточная притча. Во втором случае автор обращается к слушателю или читателю от своего лица: «Расскажу вам притчу»; «К этому случаю вспоминается одна притча».
Образ адресата в притче всегда коллективный, поскольку она предназначена широкий аудитории пользователей. Этим объясняется то, что притча адресована всем и одновременно каждому пользователю. Об этом свидетельствуют и подзаголовки к притчевым текстам: «каждому надо прочитать это»; «мудрые притчи для каждого»; «притчи для любого возраста» и проч.
Событийную основу современной интернет-притчи составляют события, которые происходят здесь и сейчас и одновременно имеют вневременное значение. Наличие современных примет в сюжете или образах не отменяет универсальности смысла: притча, как старая пьеса, «разыгрывается» в новых декорациях.
Образ будущего в современной интернет-притче всегда связан с ее иллокутивным эффектом. Притча способна воздействовать на сознание и поведение адресата, а также менять его. Поэтому иносказание притчи, адресованное читателю или слушателю, предполагает установку на изменение его личности или образа мы лей в будущем. Характерны подзаголовки к притчам, которые даются в Интернете: «Притча, которая перевернет твою жизнь»; «История, которая заставит тебя взглянуть на мир по-новому» и проч.
Коммуникативно-речевые особенности современной притчи
Коммуникативное содержание притчи составляет некоторая житейская история. Современная притча отказывается от деталей традиционного быта, архаичной обстановки и переносит действие притчевой ситуации в современную обстановку. Так, героями притчи становятся работники офиса, спортсмены, бизнесмены, политики и проч. Нередко героями притч становятся животные, насекомые и даже неодушевленные предметы. Появляются гибридные формы: притчи-сказки, притчи-анекдоты, притчи-рассказы. Они отражают стремление к универсализации смысла, обобщению и типизацию рассказываемых историй.
Композиционно-речевые особенности современной притчи характеризуются следующими признаками:
- Наличие разговорной лексики, неологизмов, иногда обсценной лексики как средств выражения субъективной оценки, авторского отношения к изображаемому.
- Лаконизм синтаксиса, который выражается в преобладании простых конструкций над сложными, отсутствии развернутых описаний или рассуждений, а также присущих им полупредикативных компонентов в виде обособленных членов предложения.
- Обобщенный характер номинаций, например, использование для обозначения персонала терминов родства, названий профессий или просто гендерных номинаций.
- Использование атрибутива «один» в значении «какой-то», «любой»: один человек, одна женщина, один мастер.
- Введение в текст притчи элементов стилизации, например, под христианские или буддийские притчи.
- Включение в текст притчи диалога, который выполняет функцию драматизации содержания притчи.
Таким образом, в современном интернет-дискурсе притча является востребованным и частотным жанром, который выполняет дидактические, рекламные или имиджевые функции, характеризуется упрощенной речевой организацией и пропозициональным содержанием, соответствующим современной коммуникативной обстановке.