Педагогика удивления на занятиях по РКИ
Вопрос развития мотивации к изучению иностранного языка при работе с инофонами является центральным в лингводидактике. Большинство методистов, а также педагогов-практиков отмечают, что именно развитие мотивация, наличие устойчивых познавательных интересов являются условиями успешности и эффективности обучения. В современной лингводидактике идет активный процесс поиска новых форм обучения, которые буду способствовать формированию личностно-значимого интереса в продвижении коммуникативных навыков. Одним из таких механизмов стала педагогика удивления, применяемая в методике преподавания РКИ.
Педагогика удивления представляет собой одну из педагогических технологий, основанных на такой организации учебного процесса, при которой происходит воздействие на эмоционально-волевую сторону личности обучающегося за счет вызова ярких, сильных положительных чувств, эмоций в ответ на предъявляемый учебный материал.
Психологами установлено, что лучше запоминается и усваивается тот материал, который имеет личностно-значимый характер, а также связан с эмоциональной сферой. Используя педагогику удивления, учитель добивается формирования положительного эмоционального фона на уроке, способствующего активизации мыслительной деятельности.
В педагогике эмоциональная реакция учащегося может быть получена как отклик на несколько аспектов организации учебной деятельности:
- Эмоциональный отклик на факты, которые заинтересовали обучающихся.
- Реакция на используемый нестандартный метод или форму обучения.
- Удивление условиями, в которых протекает учебная ситуация.
- Положительная реакция на собственные достижения в процессе одного урока.
Рассмотрим эти составляющие педагогики удивления подробнее, охарактеризовав место каждого из них в процессе преподавания РКИ.
Методические аспекты применения педагогики удивления в преподавании РКИ
Удивление фактом может быть использовано в том случае, если преподаватель хочет заинтересовать учащихся какими-то языковыми сведениями. Например, изучая тему «Лексическое значение слова» учитель может предложить поразмышлять над вопросом, есть ли в русском языке слова без лексического значения. Затем на экран проектора выводятся разные группы служебных слов, и педагог просит учеников определить их лексическое значение или объяснить, почему это невозможно сделать.
Другой пример – работа по теме «Состав слова». Преподаватель предлагает найти суффиксы в словах «молодец, купец, подлец, кормилец, огурец». В процессе выполнения задания выясняется, что элемент «ец» в слове «огурец» суффиксом не является.
Удивление методом возможно в том случае, когда учитель организует работу с использованием нетрадиционных методов изучения материала. Например, при изучении темы «Лексика», учитель предлагает поработать с поэтическим текстом, в котором пропущено одно из рифмующихся слов, и восстановить пропуски. Затем результаты работы сравниваются с оригиналом, комментируются и оцениваются. Другой пример – работа с рекламными флаерами, в которых учитель исключает некоторые слова, известные инофонами. Задача обучающихся – восстановить деформированный текст листовки с опорой на контекст.
Удивление за счет ситуации обучения возможно при изменении традиционного формата урока РКИ. Это касается как необычного оформления кабинета, так и изменения привычных условий протекания занятия. Например, учитель может использовать структуру «перевернутого урока», который начинается с опроса по новой, еще не изученной теме или выполнения заданий, связанных с новыми языковыми явлениями, а затем происходит разбор выполненного задания и раскрываются аспекты новой темы.
Удивление достижениями – важный момент в развитии мотивации. По сути, образовательные цели, которые ставит перед собой и учащимися преподаватель, не имеют для учащегося реальной практической ценности. Например, когда ставится цель «изучить новую лексику по теме», то инофону не важна количественно-качественная составляющая этой лексики. Ему необходимо показать практическое применение ее в коммуникации. Аналогичные требования предъявляются к грамматическим требованиям. Поэтому в начале занятия надо удивить учащегося, задав ему практико-ориентированную цель урока: в конце занятия ты научишься выражать просьбу десятью разными способами; сможешь рассказать о себе и своей семье; составить резюме для работодателя; написать письмо русскому другу; прочитать в оригинале отрывок из романа «Война и мир» и проч.
Используя приемы удивления на занятиях РКИ, педагог вовлекает учащихся в процесс активного познания, совместной деятельности на уроке, помогая преодолеть языковой барьер и начать общаться на русском языке. Кроме этого, он выстраивает целенаправленную работу по развитию мотивации и познавательных интересов учащихся, помогая облегчить процесс «вхождения» в новый язык.