Онлайн-курс «Деловая переписка» и его место в обучении русскому языку
В современных условиях повышается значимость дополнительных образовательных программ, а также специальных предметных курсов, которые реализуется в рамках внеурочной деятельности. Специфика этих курсов состоит в том, что они формируются на основании запросов и потребностей участников образовательного процесса, поэтому отражают различные аспекты практического применения школьных знаний.
В перспективе развития таких курсов лежит переход на гибридные формы обучения, которые предполагают сочетание аудиторной и внеаудиторной занятости. Некоторые курсы, особенно в старших классах, можно реализовывать полностью в дистанционном формате, что способствует активному внедрению цифровых технологий в сферу образования, приучает старшеклассников к самостоятельной работе, а также оптимизирует время, затраченное на обучение.
В настоящий момент в практике обучения востребованы курсы практической направленности, которые показывают реальные аспекты использования теоретических навыков, полученных в ходе школьного обучения. Одним из таких курсов выступает «Деловая переписка». Курс знакомит школьников с основами делового стиля, его стилистическими и формально-языковыми особенностями, жанрами, способами создания и оформления текстов деловой коммуникации. Чрезвычайная важность курса обусловлена его направленностью на развитие функциональной грамотности, то есть умений применять полученные в области языкознания сведения для решения прикладных задач коммуникации.
Педагогический дизайн и реализация проекта по онлайн-курсу «Деловая переписка»
Особое значение в разработке курса «Деловая переписка» имеет его проектирование, которое может быть основано на современной модели ADDIE, предполагающей сочетание пяти компонентов:
- Анализ (analysis), включающий оценку востребованности программы для аудитории.
- Проектирование design), основанное на планировании курса.
- Развитие (development), связанное с содержательным, методическим, а также технологическим оснащением курса.
- Реализация (implemen), предполагающая проведение курса.
- Оценка (evaluate), состоящая из комплекса мероприятий, направленных на выявление образовательных результатов.
Основные принципы создания учебного онлайн-курса:
- Приоритет цифровых и мультимедийных форм подачи информации.
- Модульный принцип обучения (разбиение информации на отдельные блоки с относительно независимым содержанием).
- Дистанционный формат взаимодействия участников образовательного процесса.
- Использование интерактивных форм обучения.
- Формирование мини-групп для успешного освоения учебной дисциплины.
Основными задачами, которые ставит перед собой курс «Деловая переписка», являются цели развития практических навыков деловой коммуникации, а именно:
- Умение составлять документы официально-делового стиля с учетом их жанровой специфики.
- Навыки ведения деловой переписки онлайн.
- Соблюдение требований речевого и профессионально-делового этикета в общении.
- Умение лаконично излагать свои мысли, грамотно оформляя их в соответствии с правилами русского языка.
В соответствии с задачами курса определяется и его предметное содержание, количество тем, которые будут пройдены слушателями:
- Принципы и особенности деловой коммуникации.
- Жанры делового общения и их краткая характеристика.
- Деловая переписка и ее жанрово-стилевые и языковые особенности.
- Типы деловых писем и технология их создания.
Основной формат представления учебного материала – лекции, доступные в цифровом формате. Особенность обучения состоит в том, что теоретическая часть осваивается слушателями самостоятельно, посредством лекционного материала. Практические навыки отрабатываются в ходе онлайн-семинаров (или тренингов) по основам деловой переписки.
Для успешного освоения каждой лекции применятся следующие принципы подачи материала:
- Структурирование учебного контента по разделам лекции, что позволяет слушателю обратиться к любому фрагменту лекции для повторного просмотра.
- Сопровождение лекций тестовыми заданиями, направленными на контроль усвоения темы.
- Использование инфографики, кратко передающей содержание лекции.
- Выделение отдельных разделов в лекционном материале, способствующих лучшему усвоению темы: глоссария со списком терминов и понятий; практической «копилки», куда входят образцы деловых документов и их шаблоны; форма с возможностью обсуждения лекционного материала и взаимопомощи в ходе обучения.
Для отработки практических навыков используются онлайн-шаблоны документов делового стиля с возможностью их правки и редактирования с последующим сохранением результатов индивидуальной работы.
Реализация идеи онлайн-курса «Деловая переписка», его педагогический дизайн направлены на создание комфортной образовательной среды для усвоения знаний, а также контроля самостоятельной работы слушателей (обучающихся) по отдельным направлениям обучения.