Паралингвистика как наука
Паралингвистика является относительно молодой научной дисциплиной, формирование которой относится к середине XX века. Термин «паралингвистика» возник в американском языкознании в трудах А. Хилла, который исследовал невербальные составляющие общении в их тесной связи с языком. В дальнейшем все большее число языковедов интересовал невербальный компонент коммуникации, который оказался не менее значимым, чем ее словесная составляющая.
Термин паралингвистика понимается в двух значениях:
- Научная отрасль филологии, занимающаяся изучением невербальных средств общения.
- Совокупность внеязыковых элементов, обладающих коммуникативной значимостью: язык телодвижений, мимика, система акустических характеристик речи. Некоторые исследователи относят к ним и средства письменной речи, которые не являются собственно языковыми: небуквенные символы (например, знаки препинания), шрифтовое оформление, особенности графического отображения текста, а также иные символы коммуникативной природы (например, эмотиконы, картинки, знаки и проч.).
Ученые отмечают важность паралингвистических средств общения и в историческом отношении. Очевидно, что первичными формами коммуникации между древними людьми, которые предшествовали языковым формам общения, были жесты, мимика, пантомимика, позволяющие выразить самые простые реакции на ситуацию, предупредить об опасности или привлечь внимание к чему-либо. В дальнейшем с возникновением словесного общения жесты и мимика как часть коммуникативной практики сохранились, существуя параллельно с вербальной коммуникацией и дополняя ее.
Структура паралингвистики и ее компоненты
В структуре паралингвистики в зависимости от типа исследуемых элементов можно выделить следующие аспекты изучения:
- Паракинесику, которая сосредоточена на двигательной составляющей коммуникации.
- Парафонику, исследующую фонационные особенности речи.
- Изучение графических невербальных компонентов высказывания.
Каждый из данных аспектов может рассматриваться на трех уровнях:
- Универсальном, на котором исследователи выявляют общие черты, присущие невербальным компонентам коммуникации независимо от этнической принадлежности их носителей.
- Этнолингвистическом, когда ученые рассматривают национальные особенности паралингвистических средств.
- Идиоматическом, связанном с индивидуальными особенностями говорящего.
Средства паракинесики и парафоники имеют двойственную природу.
С одной стороны, они основаны на биологическом субстрате, связанном с особенностями физиологии организма. Так, жесты и мимика представляют собой физиологические реакции на определенные стимулы, часть из которых закрепилась в качестве социально значимых компонентов общения. В то же время парафонические элементы обусловлены строением органов артикуляции, акустическими возможностями голосовых связок, а также органов восприятия речи.
С другой стороны, они имеют знаковую (семиотическую) природу. Это значит, что в отличие от простых физиологических реакций данные особенности приобрели не только биологическую, но и социальную значимость, став частью общественной речевой практики. Этим, например, язык жестов людей отличается от той сигнальной системы, которую используют животные. Сигнальная система дана животным от рождения в виде инстинктов, в то время как язык жестов не является врожденным и усваивается исключительно в процессе общения. Более того, коммуникативная функция паракинетических средств возникает именно благодаря их связи с языком, поскольку жесты и мимика выступают как субституты слова.
Паралингистические средства графики
Графические паралингвистические средства не имеют биологической основы и являются семиотическими компонентами. Они заключаются не только в использовании специальных символов несловесной природы (например, дорожных знаков, картинок-пиктограмм с изображением мест общего пользования), но и в особенностях оформления собственно вербальной информации. Так, дополнительную смысловую нагрузку может иметь шрифтовое выделение или маркировка текста цветом. Как правило, жирный шрифт используется для указания на значимую часть в информационном плане часть текста. Подчеркивание каких-то фраз или их цветовое выделение также указывает на их содержательную значимость.
Значение может иметь и намеренное отступление от графических норм, например, соединение кириллицы и латиницы в написании, сочетание цифр и букв (про100 о 7е: просто о семье), а также намеренное утрированное искажение орфографических норм (как в «олбанском языке» определенных сообществ в Интернете). Особенности почерка также относят к графическим паралингвистическим средствам. Например, леттеринг, известный как искусство рисования букв, практикует творческий подход к изображению графем, поэтому надпись, сделанная в этой технике, приобретает дополнительную художественно-эстетическую значимость.
Средства паралингвистики формируют особую систему – параязык, функционирующий наряду с языком.