Отзыв о стране как тип текста в коммуникативном пространстве интернета
В современном интернет-дискурсе особое место занимают так называемые «трэвел-тексты», которые представляют собой высказывания, объединенные общей тематикой «Путешествие». В системе «трэвел-текстов», представленных в пространстве Интернета, можно выделить две группы высказываний:
- Тексты, которые создаются профессиональными авторами-путешественниками. К ним можно отнести записки путешественников, цифровые журналы, посвященные путешествиям, интернет-версии популярных программ о путешествиях, а также авторские блоги путешественников.
- Тексты непрофессиональных авторов, к которым можно отнести рядовых пользователей, которые желают поделиться своим опытом путешествий, выразить свое мнение по поводу поездки или страны, а также дать советы другим путешественникам.
Среди высказываний второй группы особое место занимают тексты, написанные в жанре отзыва о стране (путешествии в определенную страну).
Отзыв о стране – тип публичного текста, написанного в форме оценочного суждения, в котором автор высказывает свое мнение о поездке в ту или иную страну, выражает свое мнение по поводу этой страны, ее природы, культуры, туристической привлекательности, а также сообщает иные подробности, касающиеся личного опыта путешествия.
Как правило, автор такого отзыва – непрофессиональный путешественник, поэтому основной канал публикации отзывов – специализированные сайты туристических фирм, а также рекомендательные сайты.
Особенность текста-отзыва является то, что он существует вместе с комментариями, которые добавляются к нему другими пользователями, и образует единое гипертекстовое высказывание, характеризующееся общностью предмета речи, а также оценочной модальностью.
Следует отметить, что не всегда текст-отзыв создается с целями трансляции личного опыта. Иногда он выступает как удачный маркетинговый ход туристической компании, инициирующей обсуждение поездки в какую-либо страну с целью последующего обсуждения публикации на сайте и привлечения к данному туристическому маршруту максимального числа пользователей. Для таких отзывов характерна рекламная интенция, которая проявляется на речевом уровне с помощью положительно-оценочной лексики и языковых средств, способствующих формированию у адресата позитивного отношения к предмету речи.
Коммуникативные и языковые особенности «непрофессионального» отзыва о стране
Отзыв о стране, написанный реальным путешественником, не имеет ярко выраженной рекламной интенции. Он, как правило, сосредоточен не на описании туристической привлекательности страны, а на осмыслении опыта путешествия, включая приобретение билетов, оформление документов, сервисное обслуживание в процессе пребывания в стране, проблемы или трудности, с которыми столкнулся турист. Типичные микротемы такого отзыва включают следующие аспекты:
- Подробная информация о стоимости тура, а также сведения о дополнительных расходах, которые турист мог бы избежать, но не сделал этого по незнанию, или, наоборот, информация о том, как удалось сэкономить на приобретении тура или билетов.
- Рассказ о перелете, удобствах и проблемах, с которыми турист столкнулся в пути.
- Подробное описание отеля (апартаментов), уровня обслуживания, питания и других особенностей места, в котором турист проживал во время визита в страну.
- Краткий обзор достопримечательностей, которые туристу удалось посетить, с их обязательной оценкой.
- Советы, которые турист как опытный путешественник, может дать тем, кто только собирается отправиться в путь.
Для коммуникативно-речевых особенностей отзыва о стране характерны следующие параметры:
- Использование повествовательного модуса с незначительными фрагментами описания или рассуждения.
- Создание временного плана прошлого за счет глагольной лексики и языковых маркеров рассказа о произошедших событиях («год назад», «в прошлом месяце», «прошлым летом» и проч.).
- введение в текст оценочной и экспрессивной лексики для выражения впечатления и демонстрации отношения к стране.
- Использование экзотизмов – слов и выражений, характеризующих особенности «местного колорита» (названия национальной валюты, блюд, достопримечательностей, одежды и проч.).
- Коммуникативная интенция совета / рекомендации или «антирекомендации» (в случае, если поездка не была удачной или не понравилась автору).
- Фактическая основа, проявляющаяся в обилие конкретной лексики, указание на количественные данные (например, стоимость поездки, бронирования отеля, питания, сувениров).
Таким образом, отзыв о стране как тип текста в коммуникативном пространстве интернета представляет собой самостоятельное жанровое образование, которое характеризуется рекомендательной и (или) информативной интенцией и субъективностью в оценке страны, которая стала объектом для выражения авторского мнения.