Жанровая специфика и поэтика заглавия
Рассказ «Немой», написанный в 1981 году, принадлежит к жанру художественный очерк. Очерк представляет собой гибридный жанр, находящийся на стыке художественного и публицистического стиля.
Очерк как жанровая форма характеризуется следующими особенностями:
- Небольшой объём.
- Реальная, фактическая основа повествования.
- Отсутствие ярко выраженного сюжетного действия, конфликта, который имеет не внешнюю, а внутреннюю природу.
- Сочетание лиризма и документальности.
- Проблематика сочетает как важные социальные, так и нравственно-этические и философские вопросы.
Рассказ-очерк «Немой» посвящён как теме советской деревни, так и теме несбывшейся мечты и самовыражения. Событийная канва рассказа ослаблена. Вместо неё мы видим авторский монолог, который размышляет о прошлом и будущем деревни, делится с читателем своими наблюдениями и воспоминаниями. В рассказе нет главного героя – им не является ни сам рассказчик, ни пастух Анатолий. Автора волнует не судьба конкретного героя, а мир в целом, где каждому отведена позиция «немого» - того, кто остро ощущает красоту, но не может выразить её в слове.
Заглавие рассказа отсылает к метафоре, которая рождается у пастуха Анатолия: «В душе музыка, а сам я — немой». «Немота» для автора – онтологическая (бытийная) категория, которая рождается из невозможности человека выразить себя, реализовать свою мечту, обрести гармонию между внутренним и внешним. Неслучайно одним из символических образов рассказа становится пастушеский рожок – аналог свирели, которая выступает как традиционный атрибут Пана и знак универсальной мировой гармонии.
Особенности языка в рассказе Владимира Солоухина «Немой»
Проза Солоухина отличается простотой и искренностью интонации. Особую роль в создании стиля писателя играют лексические средства:
- Лесика рассказа имеет преимущественно бытовой характер, она максимально приближена к разговорной речи («тамошний распорядок», «по-бывалошнему», «не наездишься», «усесться», «ухитрялись»).
- Отчётливо наблюдается тенденция к стилевой неоднородности, нарочитому сопоставлению в близком контексте нейтральных, разговорных и книжных языковых средств: «процесс исчезновения», «не обошёл Останиху»; «обложил периодами витиеватой метафорической речи», «вытянул кнутом»; «обсудили бы такое поведение», «приструнили».
- Использование специальных (жаргонных и диалектных) слов: «сливач» - сборщик молока; «овсяница» - овсяная солома; «трясёнка» - корм из смеси соломы и сена.
- Автор вводит в текст и средства художественной образности: олицетворения («баньки», «отбежавшие» от деревни; «выпавшие» домики; рожки и свирели «повывелились»); эпитеты («тяжёлая, тягостная немота», «детское лицо»); сравнения (дома исчезают, «словно ослабевшие зубы»; кларнет лежал, «как драгоценность»); развёрнутую метафору (прозвучит через какофонию чистая мелодия, «словно вынырнет на мгновение тонущий человек … и опять его захлестнёт»).
- В тексте рассказа встречаются фразеологизмы, пословицы, придающие ему характер непосредственного, живого монолога: «Боже сохрани»; «палец в рот не клади»; «За морем телушка полушка, да рубль провоз».
- Солоухин использует оценочную лексику для прямого выражения своего отношения к описываемым фактам: «чёрное земляное месиво» (луг, распаханный тракторами); «бескоровные, бескорневые» приезжие, председатель «притеснял и допекал».
Синтаксические особенности текста отражают его художественно-публицистическую природу. Автор использует форму повествования от первого лица, открыто выражая своё отношение к изображаемым явлениям. Солоухин вступает в доверительный монолог с читателем, имитируя интонации и структуру разговорной речи. В этом ему помогает использование вставных конструкций, носящих характер уточнения, пояснения основного высказывания: «Теперь получилось у нас в селе (как и в других селах) два стада» (вставная конструкция – «как и в других сёлах»). Также созданию непринуждённой речевой манеры, выражению эмоционального состояния рассказчика способствует использование вводных слов и словосочетаний: «правда», «конечно», «как теперь говорят», «может быть», «должен признаться».
Основным приёмом выразительности на уровне синтаксиса является противопоставление: «Одно стадо – колхозное, другое дело – сельское стадо»; «Пыжусь, дую, а ничего музыкального не выходит. Я — немой, а душа-то поет».
Использование анафоры («Ну, пусть почти не осталось в селе мужиков … Ну, пусть у теперешнего пастуха нет никаких … рамок»), риторических вопросов подчеркивает эмоциональное отношение автора к изображаемому, заставляет читателя задуматься над теми же проблемами, что и автор.
Характерной приметой авторского стиля, придающей речи экспрессивность, выступают ряды однородных членов предложения: «помятости, огрубелости, трехдневной … щетины»; «и лупил их кнутом, и кидал … комья сухой земли»; «купами деревьев, ветлами, липами … садами и огородами, да еще маленькими баньками».
Особенности языка рассказа В. Солоухина «Немой» отражают характерное для прозы автора сочетание публицистических и художественных черт, лирической интонации и социальной проблематики.