Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности языка в рассказе Владимира Солоухина «Немой»

Жанровая специфика и поэтика заглавия

Рассказ «Немой», написанный в 1981 году, принадлежит к жанру художественный очерк. Очерк представляет собой гибридный жанр, находящийся на стыке художественного и публицистического стиля.

Очерк как жанровая форма характеризуется следующими особенностями:

  • Небольшой объём.
  • Реальная, фактическая основа повествования.
  • Отсутствие ярко выраженного сюжетного действия, конфликта, который имеет не внешнюю, а внутреннюю природу.
  • Сочетание лиризма и документальности.
  • Проблематика сочетает как важные социальные, так и нравственно-этические и философские вопросы.

Рассказ-очерк «Немой» посвящён как теме советской деревни, так и теме несбывшейся мечты и самовыражения. Событийная канва рассказа ослаблена. Вместо неё мы видим авторский монолог, который размышляет о прошлом и будущем деревни, делится с читателем своими наблюдениями и воспоминаниями. В рассказе нет главного героя – им не является ни сам рассказчик, ни пастух Анатолий. Автора волнует не судьба конкретного героя, а мир в целом, где каждому отведена позиция «немого» - того, кто остро ощущает красоту, но не может выразить её в слове.

Заглавие рассказа отсылает к метафоре, которая рождается у пастуха Анатолия: «В душе музыка, а сам я — немой». «Немота» для автора – онтологическая (бытийная) категория, которая рождается из невозможности человека выразить себя, реализовать свою мечту, обрести гармонию между внутренним и внешним. Неслучайно одним из символических образов рассказа становится пастушеский рожок – аналог свирели, которая выступает как традиционный атрибут Пана и знак универсальной мировой гармонии.

Особенности языка в рассказе Владимира Солоухина «Немой»

Проза Солоухина отличается простотой и искренностью интонации. Особую роль в создании стиля писателя играют лексические средства:

  1. Лесика рассказа имеет преимущественно бытовой характер, она максимально приближена к разговорной речи («тамошний распорядок», «по-бывалошнему», «не наездишься», «усесться», «ухитрялись»).
  2. Отчётливо наблюдается тенденция к стилевой неоднородности, нарочитому сопоставлению в близком контексте нейтральных, разговорных и книжных языковых средств: «процесс исчезновения», «не обошёл Останиху»; «обложил периодами витиеватой метафорической речи», «вытянул кнутом»; «обсудили бы такое поведение», «приструнили».
  3. Использование специальных (жаргонных и диалектных) слов: «сливач» - сборщик молока; «овсяница» - овсяная солома; «трясёнка» - корм из смеси соломы и сена.
  4. Автор вводит в текст и средства художественной образности: олицетворения («баньки», «отбежавшие» от деревни; «выпавшие» домики; рожки и свирели «повывелились»); эпитеты («тяжёлая, тягостная немота», «детское лицо»); сравнения (дома исчезают, «словно ослабевшие зубы»; кларнет лежал, «как драгоценность»); развёрнутую метафору (прозвучит через какофонию чистая мелодия, «словно вынырнет на мгновение тонущий человек … и опять его захлестнёт»).
  5. В тексте рассказа встречаются фразеологизмы, пословицы, придающие ему характер непосредственного, живого монолога: «Боже сохрани»; «палец в рот не клади»; «За морем телушка полушка, да рубль провоз».
  6. Солоухин использует оценочную лексику для прямого выражения своего отношения к описываемым фактам: «чёрное земляное месиво» (луг, распаханный тракторами); «бескоровные, бескорневые» приезжие, председатель «притеснял и допекал».
«Особенности языка в рассказе Владимира Солоухина «Немой»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Синтаксические особенности текста отражают его художественно-публицистическую природу. Автор использует форму повествования от первого лица, открыто выражая своё отношение к изображаемым явлениям. Солоухин вступает в доверительный монолог с читателем, имитируя интонации и структуру разговорной речи. В этом ему помогает использование вставных конструкций, носящих характер уточнения, пояснения основного высказывания: «Теперь получилось у нас в селе (как и в других селах) два стада» (вставная конструкция – «как и в других сёлах»). Также созданию непринуждённой речевой манеры, выражению эмоционального состояния рассказчика способствует использование вводных слов и словосочетаний: «правда», «конечно», «как теперь говорят», «может быть», «должен признаться».

Основным приёмом выразительности на уровне синтаксиса является противопоставление: «Одно стадо – колхозное, другое дело – сельское стадо»; «Пыжусь, дую, а ничего музыкального не выходит. Я — немой, а душа-то поет».

Использование анафоры («Ну, пусть почти не осталось в селе мужиков … Ну, пусть у теперешнего пастуха нет никаких … рамок»), риторических вопросов подчеркивает эмоциональное отношение автора к изображаемому, заставляет читателя задуматься над теми же проблемами, что и автор.

Характерной приметой авторского стиля, придающей речи экспрессивность, выступают ряды однородных членов предложения: «помятости, огрубелости, трехдневной … щетины»; «и лупил их кнутом, и кидал … комья сухой земли»; «купами деревьев, ветлами, липами … садами и огородами, да еще маленькими баньками».

Особенности языка рассказа В. Солоухина «Немой» отражают характерное для прозы автора сочетание публицистических и художественных черт, лирической интонации и социальной проблематики.

Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot