Понятие медицинского дискурса и его место в коммуникации
Современная лингвистика в свете антропоцентрической парадигмы исследований уделяет значительное внимание исследованию языка в его связи с социокультрными феноменами. Это выдвинуло на первый план исследование дискурса как «точки соприкосновения» языкового и коммуникативного пространство, позволяющего по-новому взглянуть на привычные феномены речевой практики.
Понятие дискурса, несмотря на неоднозначность его понимания и интерпретации в современном языкознании, применяется в основном к случаям, которые связаны с изучением текстов в неразрывной связи с породившей их коммуникативной ситуацией.
Дискурс как часть лингвопрагматики формирует различные формы речевого поведения в определённых ситуациях, которые превращаются в жанровые формы семиотической природы. Каждый жанр дискурса порождает свой стиль репрезентации его содержания посредством специфических языковых средств.
В соответствии с коммуникативно-прагматическим пониманием дискурса его можно рассматривать в аспекте речевого поведения, закреплённого нормами социальной коммуникации в данной сфере.
Устный медицинский дискурс, хотя и существует несколько столетий с момента возникновения медицины, стал объектом научного исследования сравнительно недавно. В частности, исследователей интересует характер взаимодействия между врачом и пациентом в ходе реализации различных дискурсивных стратегий, а также способы коммуникации между профессионалами в рамках статусного общения.
Исследуя устный дискурс как тип речевой коммуникации, следует отметить, что он формируется на стыке социально-ролевого и личностно-ориентированного взаимодействия. С одной стороны, «дискурс клиники» опирается на институциональные особенности, определяющие характер взаимоотношения между коллегами, начальником и подчиненными, пациентами и лечащим персоналом. С другой стороны, это личностно-ориентированное общение, основанное на особом типе эмотивности, эмпатии, доверительных отношениях между пациентом и врачом.
Особенности устного медицинского дискурса как статусно-ориентированного типа общения
Будучи институциональным по своей природе, устный медицинский дискурс обладает следующими чертами:
- Конвенциональность речевого поведения, продиктованного профессиональной традицией и этикой поведения специалиста.
- Ритуализированный характер взаимодействия пациента и врача, выражающийся в наличии стандартной процедуры осмотра и сопровождающих его речевых действиях.
- Фиксированная мена коммуникативных ролей пациента и врача в процессе диалога, обусловленная достижением общей коммуникативной цели – установление причин болезни и принятие мер для её излечения.
- Ограниченность и предопределённость темы беседы: общение строится вокруг дискурса болезни.
Данные особенности устного медицинского дискурса определяют и характер выбора вербальных средств для поддержания беседы врача с пациентом:
- Коммуникация осуществляется с использованием обращения на «вы», по имени и отчеству, что является появлением взаимного уважения пациента и врача.
- Обязательными в речи врача являются стандартные обороты, входящие в протокол осмотра: «На что жалуетесь?», «Что беспокоит?», «Где болит сильнее?» и проч.
- Персонификация общения, показывающая пациенту, что врач внимательно его слушает, анализирует симптомы. Маркерами этого в речи врача являются фразы: «Продолжайте»; «Я вас понимаю»; «Слушаю вас» и проч.
- Наличие уточняющих вопросов от врача к пациенту: «Сильнее болит в состоянии лежа или сидя?», «Какие медикаменты принимали?», «Как давно появились симптомы?» и проч.
Поскольку устный медицинский дискурс складывается вокруг непосредственного общения пациента и врача, для него характерны признаки устной коммуникации:
- Непринуждённый характер речи.
- Наличие неточностей, пауз, связанных с поиском и подбором слов.
- Использованием речевой экспрессии, сравнений (описание жалоб пациента: «голова болит, как будто кто-то дырку просверливает»; «так больно, что вздохнуть трудно»).
- Богатство интонационного оформления, выразительность.
- Опора на «язык тела»: мимику, жесты. Пациент может сообщить информацию о своём самочувствии невербальными средствами: гримаса боли, наморщенный лоб, сжатые зубы и кулаки и проч.
Несмотря на разговорный характер данного типа общения, статусно-ориентированный его аспект проявляется в использовании специальной терминологии, «протоколизации» процедуры общения, а также наличии речевой дистанции между участниками общения, определяемой и социальными ролями.
Перечисленные особенности устного медицинского дискурса показывают, что он характеризуется лично-ориентированным характером, реализуется в непринуждённой разговорной форме, однако относится к статусно-ориентированному типу коммуникации за счёт фиксированности речевых ролей коммуникантов и наличия системы конвенций, определяющих их взаимодействие.