Противопоставление и контраст в лингвистике
Изучение противопоставления и его роли в организации языка и речи имеет давнюю историю. Это связано с особой ролью категории противопоставления в познании действительности. Лингвистика обращается к изучению противопоставлений в языке еще в античную эпоху. Особое значение придается противопоставлению в структурной лингвистике, где противопоставление различных языковых единиц понимается как способ организации языкового материала в области фонологии, лексики, грамматики. В настоящее время противопоставление понимается как универсальная структурно-семантическая категория, которая может реализовываться на разных уровнях языка: фонетическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Противопоставление может функционировать на уровне текстовой организации, проявляясь как способ композиционной организации текста.
В языке противопоставление представлено в системе бинарных оппозиций, членами которых являются единицы одного языкового уровня, различающиеся своими функциями.
Противопоставление в тексте раскрывается через соположение лексических единиц, обладающих противоположной семантикой.
Контрастирующие единицы используются автором намеренно, с целью воздействовать на читателя, его эмоционально-чувственную сферу. На использовании контрастирующих единиц основан прием контраста, который является одним из средств изобразительности, участвующих в формировании авторского отношения к изображаемым явлениям.
В связи с тем, что контраст в тексте является многогранным по своим проявлениям и функциям, можно говорить о трех направлениях его реализации:
- Лексический контраст, проявляющийся в выявлении контрастирующих лексических единиц.
- Стилистический аспект контраста как приема изобразительности, который реализуется в антитезе и оксюмороне.
- Контраст как композиционный прием организации текста.
Таким образом, говоря о соотношении понятий «противопоставление» и «контраст» можно отметить, что первое является более широким и используется не только в лингвистике, но и как универсальная смысловая категория. Контраст выступает как частный случай реализации противопоставления в речи с использованием различных средств и приемов.
Особенности употребления контрастирующих единиц в речи
Рассмотрим особенности употребления контрастирующих единиц в речи на примере разных аспектов реализации противопоставления в тексте.
На лексическом уровне контраст проявляется в наличии в высказывании антонимов – понятий с противоположной семантикой. Например, в строках «И днем и ночью кот ученый все бродит по цепи кругом» антонимы «день» и «ночь», соотнесенные в рамках узкого контекста, передают значение непрерывного, постоянного действия. Использование в данном фрагменте антонимов придает речи большую выразительность, чем употребление сочетания других единиц языка с временным значением: весь день, целый день, сутками и проч.
В качестве стилистического приема контраст предстает как антитеза и оксюморон.
Антитеза проявляется на синтаксическом уровне, предполагая обязательное противопоставление в строении предложения (контрастирующие единицы – части предложения).
Например: «Ему бы повременить, но он ничего не желал слышать о задержке». В данном случае противопоставление организовано синтаксическими и семантическими средствами. Средствами его грамматического выражения является сложносочиненное предложение с противительным союзом «но» и значением противопоставления частей. Другой способ выражения антитезы – использование бессоюзного сложного предложения с семантикой противопоставления: «Он надеялся на скорую встречу – она мечтала больше никогда его не видеть».
Оксюморон представляет собой явление, которое реализуется в контексте словосочетаний, но относится к лексико-семантическому уровню.
Оксюморон выступает как прием, основанный на образовании нового явления, понятия путем соположения в нем несоединимых с семантической (или логической) точки зрения компонентов.
Например: холодное пламя, живой труп, горячий снег, богатая бедность и проч.
И антитеза, и оксюморон выступают как средства создания образности текста, делая его эмоциональным, выразительным, привлекательным для читателя.
Как композиционный прием контраст выступает средством организации текстовой структуры. Контрастными могут быть разные элементы композиции (начало - конец произведения, отдельные эпизоды), а также образы или детали как элементы сюжета. Многие произведения русской и мировой литературы основаны на использовании контраста. К примеру, на основе этого приема построена композиция рассказов А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и М. Горького «Старуха Изергиль». Контрастные образы используются для подчеркивания замысла автора. Таковы, например, контрастные образы Кутузова и Наполеона в «Войне и мире» Л. Н. Толстого.
Таким образом, контрастирующие единицы в речи проявляются на разных уровнях организации высказывания, выступая элементами организации их структуры и стиля.