Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности углублённого изучения фонетики

Особенности углубленного изучения фонетики

Знакомство с основными разделами науки о языке составляет базу курса языкознания в школьном обучении. Последовательное развитие языковых навыков происходит за счет познания свойств (признаков) единиц разных языков уровней, а также овладения закономерностями их использования в речи и сочетания друг с другом.

Первичные представления о системе языка школьники получают, знакомясь с фонетикой, звуковым и буквенным составом русского языка, а также связанными с ней разделами языкознания – графикой, орфоэпией и орфографией.

В классах, где реализуется обучение на основе углубленной программы, ученики получают более широкие представление о фонетических единицах, процессах и закономерностях фонетической системы русского языка.

Принципы углубленного изучения фонетики базируются на следующих основаниях:

  1. Опора на звук как минимальную единицу звучащей речи, а также на его смыслоразличительную функцию.
  2. Изучение звука в контексте, то есть в окружении других речевых единиц, в речевом потоке.
  3. Внимание к произносительной стороне языка, а также тем фонетическим процессам, которые происходят в процессе артикуляции слогов, слов, предложений.
  4. Опора на орфоэпическую норму как основную закономерность, регулирующую фонетическую сторону речи.
  5. Учет связей фонетики и правописания, понимание принципов русской графики и орфографии.
  6. Внимание к суперсегментным единицам речи (логическое ударение, интонация).
  7. Учет художественной функции и образных возможностей фонетических средств языка.

Таким образом, углубленное изучение фонетики реализуется в двух аспектах:

  1. Расширение теоретических сведений об изучаемых явлениях звуковой стороны языка.
  2. Обучение практическому применению полученных знаний в различных речевых ситуациях.

Содержание углубленного фонетического курса в школе

Расширение теоретических знаний о фонетике предполагает знакомство с такими понятиями, как «артикуляция», «акустические признаки звука», «артикуляционная характеристика звука». Ученик усваивает представление о том, что звук представляет собой единство фонемы и артикулемы, то есть совокупность фонематических и произносительных особенностей, позволяющих слушающему / говорящему опознавать его в потоке речи.

«Особенности углублённого изучения фонетики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Углубляются представления о классификации звуков. Помимо привычного деления на две группы – гласные и согласные, а также вычленения в составе согласных групп звуков, характеризующихся признаки звонкости / глухости, мягкости / твердости, дети изучают классификацию звуков по способу и месту образования. Таким образом, ученики получают возможность научиться характеризовать звук не только с фонетической стороны, но и со стороны артикуляционной, как совокупность артикуляционных поз, необходимых для его произнесения.

Изучая сочетания звуков в потоке речи, ученики также знакомятся с такими позиционными изменениями звуков, которые дополняют традиционные сведения о процессах озвончения (оглушения), смягчения: ассимиляцией (контактной и дистантной), диссимиляцией, назализацией, лабиализацией, стяжением звуков.

Расширение сведений касается и навыков транскрипции слов. Количество знаков, используемых при транскрибировании, возрастает. Так, используются специальные знаки для обозначения безударных гласных в первом предударном слоге, а также в начале слова или в заударном слоге. Вводятся дополнительные символы, обозначающие различные позиционные изменения: значок огубленности, назализации.

Подробно дети знакомятся с современной орфоэпической нормой, сложными случаями произношения и ударения, изучают особенности смягчения согласных перед буквой «е» в заимствованных словах, произношение сочетания «чн» в различных случаях.

Изучая суперсегментные единицы языка, ученики получают сведения о фонетическом слове, особенностях отражения его в транскрипции, также усваивают роль фонетического и логического ударения, анализируют состав предложения и фонетической фразы, их сходство и различия.

Углубленное изучение фонетики сопровождается изучением художественно-образных особенностей фонетических единиц. Дети изучают основные приемы звукописи – аллитерацию, ассонанс, учатся обнаруживать их в тексте, объяснять их функцию. Также изучается рифма как явление, основанное на действии фонетических закономерностей. Ученики усваивают разные типы рифм, учатся опознавать их в изучаемых лирических стихотворениях.

Не менее важным на этапе углубленного изучения фонетики является формирование представления о благозвучии речи, необходимости внимания к ее произносительной стороне. Главная задача – сформировать навыки речевого контроля, оценки своей речи, стремления избегать недочетов, неблагозвучия из-за стечения согласных на стыке слов.

Курс углубленного изучения фонетик обязательно связывается с орфографическими темами, так как русское правописание опирается не на фонетический, а на фонематический принцип письма, следовательно, ученики должны четко различать звуки и фонемы как их абстрактные реализации, представленные в сильной фонетической позиции. Понимание фонетических закономерностей, лежащих в основе применяемых способов проверки написания, значительно повышает уровень грамотности и самоконтроля в процессе письма.

Дата последнего обновления статьи: 29.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot