Особенности углубленного изучения фонетики
Знакомство с основными разделами науки о языке составляет базу курса языкознания в школьном обучении. Последовательное развитие языковых навыков происходит за счет познания свойств (признаков) единиц разных языков уровней, а также овладения закономерностями их использования в речи и сочетания друг с другом.
Первичные представления о системе языка школьники получают, знакомясь с фонетикой, звуковым и буквенным составом русского языка, а также связанными с ней разделами языкознания – графикой, орфоэпией и орфографией.
В классах, где реализуется обучение на основе углубленной программы, ученики получают более широкие представление о фонетических единицах, процессах и закономерностях фонетической системы русского языка.
Принципы углубленного изучения фонетики базируются на следующих основаниях:
- Опора на звук как минимальную единицу звучащей речи, а также на его смыслоразличительную функцию.
- Изучение звука в контексте, то есть в окружении других речевых единиц, в речевом потоке.
- Внимание к произносительной стороне языка, а также тем фонетическим процессам, которые происходят в процессе артикуляции слогов, слов, предложений.
- Опора на орфоэпическую норму как основную закономерность, регулирующую фонетическую сторону речи.
- Учет связей фонетики и правописания, понимание принципов русской графики и орфографии.
- Внимание к суперсегментным единицам речи (логическое ударение, интонация).
- Учет художественной функции и образных возможностей фонетических средств языка.
Таким образом, углубленное изучение фонетики реализуется в двух аспектах:
- Расширение теоретических сведений об изучаемых явлениях звуковой стороны языка.
- Обучение практическому применению полученных знаний в различных речевых ситуациях.
Содержание углубленного фонетического курса в школе
Расширение теоретических знаний о фонетике предполагает знакомство с такими понятиями, как «артикуляция», «акустические признаки звука», «артикуляционная характеристика звука». Ученик усваивает представление о том, что звук представляет собой единство фонемы и артикулемы, то есть совокупность фонематических и произносительных особенностей, позволяющих слушающему / говорящему опознавать его в потоке речи.
Углубляются представления о классификации звуков. Помимо привычного деления на две группы – гласные и согласные, а также вычленения в составе согласных групп звуков, характеризующихся признаки звонкости / глухости, мягкости / твердости, дети изучают классификацию звуков по способу и месту образования. Таким образом, ученики получают возможность научиться характеризовать звук не только с фонетической стороны, но и со стороны артикуляционной, как совокупность артикуляционных поз, необходимых для его произнесения.
Изучая сочетания звуков в потоке речи, ученики также знакомятся с такими позиционными изменениями звуков, которые дополняют традиционные сведения о процессах озвончения (оглушения), смягчения: ассимиляцией (контактной и дистантной), диссимиляцией, назализацией, лабиализацией, стяжением звуков.
Расширение сведений касается и навыков транскрипции слов. Количество знаков, используемых при транскрибировании, возрастает. Так, используются специальные знаки для обозначения безударных гласных в первом предударном слоге, а также в начале слова или в заударном слоге. Вводятся дополнительные символы, обозначающие различные позиционные изменения: значок огубленности, назализации.
Подробно дети знакомятся с современной орфоэпической нормой, сложными случаями произношения и ударения, изучают особенности смягчения согласных перед буквой «е» в заимствованных словах, произношение сочетания «чн» в различных случаях.
Изучая суперсегментные единицы языка, ученики получают сведения о фонетическом слове, особенностях отражения его в транскрипции, также усваивают роль фонетического и логического ударения, анализируют состав предложения и фонетической фразы, их сходство и различия.
Углубленное изучение фонетики сопровождается изучением художественно-образных особенностей фонетических единиц. Дети изучают основные приемы звукописи – аллитерацию, ассонанс, учатся обнаруживать их в тексте, объяснять их функцию. Также изучается рифма как явление, основанное на действии фонетических закономерностей. Ученики усваивают разные типы рифм, учатся опознавать их в изучаемых лирических стихотворениях.
Не менее важным на этапе углубленного изучения фонетики является формирование представления о благозвучии речи, необходимости внимания к ее произносительной стороне. Главная задача – сформировать навыки речевого контроля, оценки своей речи, стремления избегать недочетов, неблагозвучия из-за стечения согласных на стыке слов.
Курс углубленного изучения фонетик обязательно связывается с орфографическими темами, так как русское правописание опирается не на фонетический, а на фонематический принцип письма, следовательно, ученики должны четко различать звуки и фонемы как их абстрактные реализации, представленные в сильной фонетической позиции. Понимание фонетических закономерностей, лежащих в основе применяемых способов проверки написания, значительно повышает уровень грамотности и самоконтроля в процессе письма.