Общая характеристика рекламных текстов
Рекламный текст – это разновидность информационного сообщения, целью которого является привлечение внимания определенной группы людей к какому-либо товару или услуге.
Все особенности рекламы как речевого высказывания подчинены двум задачам - сообщить об объектах рынка и убедить потребителей в необходимости их приобретения.
Особенности рекламы определяются потребностями рынка, спецификой аудитории, языковыми и техническими возможностями.
Современный рекламный текст отличается поликодовой структурой, сочетая собственно языковой, визуальный и аудиальный ряды.
Жанры рекламы можно подразделить по способу передачи информации:
- Печатные: плакаты, листовки, буклеты, баннеры, коллаж, объявления о продаже товаров и услуг.
- Видеореклама: видеоролики, презентации товаров и услуг, мультипликационная реклама.
- Аудиореклама: реклама на радио.
Как относительно самостоятельный вид рекламной продукции можно выделить рекламу в электронных СМИ (всплывающие окна), рекламную рассылку в соцсетях и мессенджерах, контекстную рекламу и проч.
Структура рекламного текста, помимо визуального ряда, включает обязательный текстовый компонент — слоган, представляющий собой ёмкую и точную формулировку идеи рекламы, которая доносится до потребителя. Слоган имеет побудительную силу и направлен на активизацию потребительской активности адресата.
Рекламный текст как языковой феномен характеризуется следующими особенностями:
- Краткость формы (облегчает запоминание).
- Ясность, простота, четкость формулировки (ориентирует потребителя в отличительных особенностях товара/услуги).
- Диалогичность структуры (рекламный текст постоянно апеллирует к своему адресату - потенциальному потребителю).
- Образность языка, выражающаяся в использовании речевых приемов выразительности для максимального воздействия на адресата.
- Обобщенный характер (потенциально реклама адресована широкому кругу лиц).
Особенности русского языка в современной рекламе
Для наиболее эффективного воздействия на адресата рекламный текст ориентируется на ряд приемов языковой выразительности:
- Эпитеты: неземное удовольствие, нежный уход, домашний вкус.
- Метафоры: мощное оружие против боли, чистота изнутри, секрет чистоты, щедрая душа.
- Сравнения: вкусно, как дома; просто, как дважды два; выгодно, как всегда.
- Олицетворения: Т...аль думает о вас, Л...аль борется с морщинами.
- Гипербола: одна капля отмоет гору посуды, ощущение свежести на весь день.
- Антитеза: Имидж - ничто, жажда - всё. Максимум пользы - ноль калорий. Т...д работает - вы отдыхаете. Вкус еды, а не масла.
- Вопросно-ответная форма речи: Все ещё кипятите? Тогда мы идём к вам! Найдете дешевле? Вернём деньги.
- Призывы (рекламные лозунги): Не дай себе засохнуть! Сделай паузу - скушай Т...кс! Не тормози! С....ни!
- Языковая игра, каламбуры: Квас не кола - пей Ни...лу. Мне соплевытерин, вирусопобедим, голованеболим и наработувыходим. Купи Э...н.
- Использование рифмы: Для здоровья просто клад - наливай «Ф...вый сад»! Мороженое «Ин...ко» - живи легко и ярко! Свежесть белья - заслуга моя. Свежее дыхание облегчает понимание.
- Анафора: Мегаскидки! Мегавыгода! Есть перерыв - есть Ки...ат.
- Парцелляция: Могучая сила природы для женского здоровья. В любом возрасте.
- Синтаксический параллелизм: Орехи для мозга. Пан...гин — для сердца.
- Оценочная лексика: эксперт чистоты, непревзойденный комфорт, супервыгода, для самых взыскательных.
- Неологизмы: сникерсни, скитлстрянка, фантастик-мамбастик.
Помимо языковых средств выразительности в современном рекламном тексте активно используются литературные приемы и жанры. Так, в основе рекламного ролика может лежать переосмысленный сюжет художественного произведения (сказки о Золушке и Спящей Красавице в рекламе чистящих средств и жевательной резинки, Мойдодыр, Снежная Королева, персонажи Простоквашино в рекламе стрального порошка, препарата от ангины и молочных продуктов, сооответствено). Апелляция к любимым персонажам и знакомым сюжетам настраивает потребителя на позитивное отношение к рекламе и её объекту. Повысить доверие к рекламному сообщению помогают такие приемы, как ссылка на авторитет (участие в рекламе знаменитых актеров, медийных персон), использование ссылок на статистические данные (например, более 30% людей замечают кровь при чистке зубов, нам доверяет 1 миллион абонентов), ссылка на научные исследования (в рекламе лекарственных препаратов, косметики). Все эти приемы помогают сделать рекламный текст более эффективным с точки зрения воздействия на адресата.
Анализ особенностей языка современной рекламы в России показывает, что рекламные тексты стали не только частью формирующегося языка рынка с присущими ему законами и нормами функционирования, но и составляющей современного бытового речевого поведения.