Место фонетики в курсе русского языка начальной школы
Фонетика является одним из разделов языкознания, в центре внимания которого находятся звуки речи, их особенности, а также процессы, происходящие с ними в речевом потоке.
Знакомясь с фонетикой, ученики усваивают следующие понятия, закономерности и способы действия:
- Представления о минимальной единице звучащей речи - звуке, который выполняет функцию различения слов.
- Понятие фонетической позиции, то есть места, которое звук занимает в слове относительно других звуков.
- Особенности взаимодействия звуков в речевом потоке их изменения, обусловленные как местом относительно ударения, так и влиянием соседних звуков.
- Соотношение звука и графемы (буквы), способы реализации звуков на письме.
- Умения вычленять звуки в слове, предложении, давать их характеристику.
- Знание основных способов образования звуков, их типологии (гласные / согласные), а также подтипов (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие).
- Умение производить фонетический анализ слов.
- Понимание отличий произношения и написания слов, сопоставление звучания и графического отображения при выборе орфограммы.
Изучение фонетики в начальной школе имеет свою специфику, обусловленную рядом фактором. Среди них выделяются следующие особенности:
- Затруднения в понимании абстрактных языковых единиц в силу возрастных особенностей. Детям бывает сложно понять, что за каждой конкретной реализацией звука в речи стоит единый инвариант - фонема, отображаемый на письме графемой.
- Недостаточная осведомленность в области языкознания, скудный словарный запас, неумение вычленять состав слов отследить фонетические изменения, происходящие на стыке морфов.
- Абсолютизация фонетического принципа в написании. Ребенок пишет так, как слышит, в результате возникают многочисленные ошибки.
- Сложности восприятия изменений, происходящих со звуками в потоке речи.
- Смешение звукового и буквенного состава слов и, как следствие, неверная характеристика звука.
Особенности изучения фонетики на уроках русского языка в начальной школе
В силу возрастных особенностей учителю сложно поддерживать внимание учеников начальной школы при изучении фонетики, добиваться устойчивой мотивации, так как дети редко видят связь между фонетическими знаниями и орфографическими навыками. Чтобы стимулировать активность учеников, педагог начальной школы должен использовать различные формы и приемы занимательного обучения:
- На этапе знакомства со звуками урок организуется в форме путешествия в "Звукоград", в ходе которого учащиеся знакомятся с его "жителями" - звуками, а также их особенностями ("Кто живёт на улице гласных / согласных?"). Также на данном этапе используется занимательный лингвистический материал: ученикам предлагается понаблюдать за ролью звуков в слове (решение метаграмм), их художественной, выразительной функцией (явления звукописи в поэзии), отработать навыки сеткой и правильной артикуляции посредством скороговорки.
- При отработке и закреплении фонетических умений используется ряд заданий, которые в занимательной форме способствуют формированию аналитико-синтетических умений: решить звуковые ребусы или фонетические пропорции, записать слово по его транскрипции, найти как можно больше отличий между звуками в словах, узнать звук по "фотороботу" и проч.
- Большую роль в формировании интереса к изучению данного раздела играет наглядность. Обычно используют плакатный материал, который используется как опорный конспект: к нему обращаются за подсказками в процессе анализа звуков, по нему изучают их типологию и свойства.
- Методика изучения фонетики в начальной школе неразрывно связана с первоначальным обучением грамоте. В основу формирования умений писать, а также читать в русском языке положен звукобуквенный принцип. Он учит сознательному подходу от восприятия конкретной графемы (и фонемы) к осознанию её месту в слоге, слове. Первоклассники осваивают звуки речи, их соотношение с буквами в процессе работы над формированием навыков письма и чтения. Фонетические умения и навыки здесь являются основой, фундаментом дальнейшего языкового образования.
Знакомство с фонетикой проходит ряд этапов:
- Подготовительный период посвящен наблюдением за звучащей речью, развитием умения различать речевые и неречевые звуки, формированием первоначальных представлений о роли звука в смысловом различении слов. Также в этот период происходит знакомство с ударением, его местом в слове, поскольку это понятие связано с ударностью и безударностью гласных.
- На этапе знакомства со звуками речи ученики усваивают их классификацию и свойства в определенной последовательности: сначала дети знакомятся с гласными звуками, потом с согласными.
- Этап дифференциации свойств звуков заключается в том, что ученики наблюдают за изменением звуков в потоке речи и узнают их фонетические признаки. Для гласных это позиция относительно ударения, для согласных - твердость или мягкость (часто зависящая от качества последующего гласного, наличия мягкого знака или мягкого согласного), звонкость или глухость (зависит от последующего звука - гласного или сонорного, а также от места в слове: позиция абсолютного конца или расположение перед глухим /звонким согласным).
- Этап усвоения двойной функции букв Е, Ё, Ю, Я, их звуковой реализации в различных позициях, а также роли мягкого и твердого знаков в слове.
- Изучение тех орфограмм, которые непосредственно связаны с фонетическими закономерностями: правописание сочетаний жи/ши (исключение из фонетических закономерностей, пример исторически закрепившегося написания), ча/ща, чу/щу (обусловлено постоянной мягкостью данных согласных звуков, е нуждающихся в дополнительных обозначениях мягкости на письме), чк/чн (аналогично).
Изучение фонетики в начальной школе способствует развитию фонетических представлений, а также формированию грамотности.