Истоки дискурсологии
Современная дискурсология опирается на достижения русских формалистов, в частности, В. Я. Проппа, который, применив элементы формального метода к исследованию нарратива фольклорного текста, создал несколько работ по морфологии волшебной сказки. В лингвистике большую роль в развитии дискурса сыграли исследования Пражского лингвистического кружка и американского дескриптивизма.
Зародившаяся в 1960-е годы социолингвистика обратила внимание на общественной аспект коммуникации, ее зависимость от различных социальных факторов, определяющих лингвистическую вариативность. В то же время формально-логическое направление в теории коммуникации богатило ее представлениями о речевом акте, его типологии и структуре. Одновременно с данными направлениями развивается и когнитивная лингвистика, исследующая проблемы понимания через определенные психолингвистические структуры.
Выход лингвистики за пределы изучения изолированных языковых феноменов, появление лингвистики текста позволяет говорить о том, что языкознание выходит на новую ступень обобщений, рассматривая язык не как автономную систему абстрактных оппозиций, а как инструмент коммуникативной деятельности, реализуемой в социокультурном контексте посредством текста – речевого произведения.
Основные подходы к изучению дискурса
Изучение дискурса было подготовлено предшествующей лингвистической традицией, а также успехами смежных наук. На базе опыта предшественников сформировались основные подходы к изучению дискурса, оформившиеся как самостоятельные методологические практики, различающиеся в том числе и географией. Так, можно говорить о наличии европейских школ, сосредоточившихся на изучении в основном художественного дискурса, а также американские школы, в фокусе внимания которых была естественная разговорная речь в социальном контексте.
Среди данных направлений можно выделить следующие аспекты изучения дискурса:
- Теория речевых актов, которая рассматривает коммуникацию через призму понятия социального речевого действия, его структуры и функции.
- Логико-прагматическая теория коммуникации, которая делает упор на анализе логических структур и механизмов инференции, то есть поучения выводного знания путем анализа речевого высказывания и контекста его произнесения.
- Дискурс-анализ, исследующий дискурс как речевое событие, неотделимое от коммуникативной ситуации, его породившей.
- Грамматика дискурса, подходящая к исследованию дискурса не с функциональной, как предыдущее направление, а с формальной позиции, рассматривая его строение и связи между компонентами.
- Теория лингвистической интеракции, видящая в дискурсе результат процессов социокультурного взаимодействия субъектов коммуникации.
- Этнографическая коммуникация, исследующая особенности дискурсивных практик в разных типах этносов.
- Психолингвистическая дискурсология, которая занимается изучением когнитивных моделей порождения и изучения дискурса.
При этом следует отметить, то данный перечень не является исчерпывающим, потому что дискурсология представляет собой обширную сферу исследований, имеющих междисциплинарный характер и распространяющихся на разные аспекты изучения коммуникации.
Дискурс как междисциплинарный предмет исследования
Краткий обзор различных концепций дискурса, существующих в современном научном знании, позволяет сделать вывод о междисциплинарном характере данного феномена, который рассматривается в современной науке различным образом. Обобщая эти подходы, дискурс можно понимать в аспекте нескольких подходов:
- Структурный, который занимается исследованием коммуникативных событий через призму их порождения в процессе взаимодействия субъектов в условиях ситуации общения. При таком подходе дискурс становится частью нарратива, образованного двумя рядами событийности – нарративной (референтной) и собственно дискурсивной.
- Постструктуралистский, в основе которого лежит семиотический подход к дискурсу, рассматриваемому как специфические правила организации речевой деятельности. С этой точки зрения дискурс предстает как некий процесс «означивания», совершаемый в момент создания высказывания (текста). Дискурс обусловлен не только индивидуальным опытом индивида, но и социокультурным контекстом, поэтому он существует только в поле пересечения с другими типами дискурса, с которыми образует интертекстуальные связи.
- Социологической, согласно которой дискурс предстает как система социальных ограничений, накладываемых на индивида коммуникативной традицией, господствующей парадигмой знания, представлениями об эталонном речевом поведении и так далее.
Таким образом, рассмотренные нами подходы к изучению дискурса отражают его междисциплинарный статус и показывают широту использования этого понятия для описания многообразных явлений, связанных с порождением текста и коммуникацией в целом.