Основные формы организации обучения младших школьников на уроках русского языка
Организация языкового образования в начальной школе – это один из важных вопросов начального обучения русскому языку, касающийся определения содержания учебного курса, методов и приёмов его преподавания, а также форм осуществления учебного процесса.
Форма организация обучения представляет собой специально организованный способ взаимодействия ученика и учителя в педагогическом процессе, направленный на достижение образовательных результатов.
Формы организации обучения русскому языку в начальной школе можно классифицировать по ряду оснований:
- По содержанию образования: формы организации научно-исследовательской, проектной, теоретической, практической, творческой, игровой деятельности.
- По степени новизны используемой формы: традиционные (включают урок и основные его виды) и нетрадиционные (круглые столы, конференции, практикумы, зачёты).
Основной формой организации учебного процесса выступает урок – целенаправленное, заранее спланированное учебное событие, в рамках которого постоянный состав учеников (класс) под руководством педагога осваивает содержание учебного материала, новые приёмы и способы деятельности, а также развивается в интеллектуальном и личностном планах.
Урок должен соответствовать следующим требованиям:
- Общедидактическим: научность, новизна, содержательность, доступность, наглядность, систематичность и последовательность в освоении материала.
- Методическим: направленность на развитие речи, становление грамматического строя и обогащения словаря; разнообразие приёмов и методов работы над грамматико-правописными темами; чередование разных видов речевой деятельности; текстоцентрический характер.
- Санитарно-гигиеническим: соблюдение норм и требований гигиены учебной деятельности, наличие динамических пауз, чередование разных способов деятельности; правильное распределение времени во избежание перегрузок.
В начальной школе выделяют следующие виды уроков русского языка:
- Урок открытия новых знаний, цель которого состоит в том, чтобы познакомить учеников с какими-либо языковыми явлениями и фактами.
- Урок формирования предметных навыков, направленный на усвоение новых способов действий на основе полученных знаний.
- Урок применения полученных умений и знаний.
- Уроки, направленные на обобщение изученного, систематизацию материала и его повторение.
- Урок развития речи.
- Урок контроля.
Организация начального языкового образования в современных условиях
Современное обучение русскому языку базируется на принципах, предписываемых Федеральным государственным образовательным стандартом – нормативным документом, регламентирующим цели, задачи, а также результаты процесса обучения.
Основной образовательной целью становится не просто становление предметных знаний, связанных с усвоением закономерностей языка, а развитие учеников, предполагающее овладение универсальными учебными действиями. Данные способы деятельности охватывают познавательную, коммуникативную, оценочную и организационную сторону обучения. Ученик должен уметь самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, находить пути её решения, а также открывать знания в процессе учебного поиска.
Для реализации данного подхода была изменена концепция урока русского языка. В его основе лежит системно-деятельностный принцип. Это предполагает осознанность и активность учебной деятельности на всех этапах урока, умение взаимодействовать с одноклассниками для решения учебных задач, контролировать свою деятельность и оценивать её результаты. Роль учителя также меняется: педагог выступает как организатор самостоятельной групповой или парной работы учеников, как модератор, направляющий и корректирующий их совместные усилия.
На всех этапах обучения повышается роль коммуникативного фактора. Важно не просто отработать ряд упражнений или правил, но стимулировать речевую активность учащихся, побудить их к обмену мнениями, диалогу с учителем и друг с другом. Развитые коммуникативные навыки становятся не только целью, но и средством обучения и воспитания.
Репродуктивные способы деятельности на уроке сменяются частично-поисковыми, эвристическими и проблемными. Учитель так выстраивает обучение, чтобы ученики осознали и сформулировали противоречие между своим уровнем знаний и тем уровнем обученности, который им необходим для решения конкретной учебной задачи. Это стимулирует интеллектуальную активность учеников, побуждает их искать пути выхода из учебного затруднения, учит наблюдать, анализировать и обобщать, а также делать выводы.
Обучение по ФГОС базируется на применении здоровьесберегающих технологий, позволяющих сохранить физическое здоровье и высокую работоспособность учеников, а также ориентирует на применение современных мультимедийных средств в учебном процессе.
Грамотная организация обучения младших школьников на уроках русского языка позволяет повысить эффективность преподавания и способствует развитию личности ребёнка.