Домашнее чтение в обучении РКИ
Роль домашнего чтения в процессе изучения русского языка как иностранного очень велика. Чтение не только является самостоятельным видом речевой деятельности, который должен развиваться и совершенствоваться в процессе изучения языка. Чтение также является средством обучения, развития интеллектуальных и коммуникативных навыков, способом культурной адаптации.
В преподавании РКИ домашнее чтение выполняет ряд важнейших функций:
- обогащает словарный запас учеников, пополняя его новыми лексическими единицами;
- совершенствует грамматический строй речи, вводит в речевую практику новые синтаксические конструкции;
- формирует лингвокультурологическую компетенцию, позволяя ученикам успешно адаптироваться к новой культурной среде;
- расширяет лингвистический кругозор, знакомит с текстами разных стилей и жанров;
- способствует формированию навыков самостоятельного изучения языка.
Помимо этих функций, чтение также играет познавательную роль, расширяя представления о мире, и формирует эстетические вкусы и предпочтения.
Домашнее чтение, хотя и является элементом самостоятельной работы инофонов с текстом, должно проходить под наблюдением педагога, который организует эту деятельность и контролирует ее результаты.
Обычно при организации домашнего чтения иностранных учеников преподаватель использует специально отобранные тексты, объединенные в сборники и хрестоматии. Преимущества подобных текстов очевидны:
- Тексты носят адаптированный характер, что облегчает их восприятие и понимание иностранцами.
- Расположение и объем текстов определяется уровнем подготовки ученика и усложняется по мере его продвижения в языковом развитии.
- Тексты имеют значительную культурную и эстетическую ценность, поэтому расширяют представление учеников о культуре, ментальности, других особенностях страны.
Однако педагог может не ограничиваться данными текстами, предлагая инофонам аутентичный материал иного характера:
- Тексты из журналов и газет, особенно молодежных, чья тематика традиционна интересна молодым людям.
- Тексты блогов, постов в социальных сетях, которые представляют познавательную, культурную, страноведческую ценность.
- Комиксы, графические романы, сочетающие упрощенный текстовый и визуальный компоненты и способствующие пониманию написанного.
- Анекдоты, короткие юмористические рассказы, сатирические стихи, лимерики.
- Рекламные тексты, объявления.
Организация домашнего чтения инофонов
Работа с текстами для домашнего чтения включает три этапа:
- Предтекстовый этап касается подготовки инофона к чтению, создания мотивации к самостоятельному освоению текста дома.
- Текстовый этап приходится на самостоятельную работу с информацией.
- Послетекстовый этап связан с анализом и интерпретацией текста на занятиях.
Охарактеризуем основные дидактические приемы, используемые на каждом этапе работы с текстом.
На предтекстовом этапе педагогу необходимо заинтересовать студента чтением. Для этого можно рассказать интересную историю, связанную с текстом, показать иллюстрации к произведению, продемонстрировать его связь с жизнью, практикой или начать читать текст на уроке и завершить чтение на самом увлекательном месте, чтобы вызывать у учеников желание дочитать текст дома.
Текстовый этап – самостоятельная работа инофона, связанная с восприятием и пониманием прочитанного. Целесообразно использовать задания к тексту: ответы на вопросы, тест по содержанию, составление словаря новых слов и проч., которые стимулируют не просто читать текст, но активно усваивать языковой материал, вникать в его содержание. На этом этапе можно использовать прием «Инсерт», который связан с осмысленным чтением. Ученику предлагается пометить текст значками, отражающими сущность восприятия и понимания:
- Значок «?» используется, если фрагмент текста непонятен.
- Знак «+» используется для выделения тех участков, которые понятны для ученика, содержат уже известную информацию.
- Обозначается «-» используется для тех участков текста, которые содержат незнакомую информацию.
- Значок «V» используется для маркировки тех участков текста, из которых извлечена новая информация и так далее.
Послетекстовый этап включает работу над прочитанным на уроке. Она осуществляется различными способами:
- Организация коллективного обсуждения, выполнения упражнений, связанных с проверкой понимания текста, а также актуализацией новых лексических единиц и конструкций.
- Проведение учебных диспутов, круглых столов по теме (содержанию) текста.
- Защита проектов, связанных с содержанием текстов (сообщения о биографии автора, его творчестве, презентация самостоятельно почитанных произведений, создание буктрейлеров по произведениям и проч.).
- Проведение игр и викторин, связанных с текстом (например, организация квеста по ряду произведений одного автора).
- Обучение написанию отзывов и рецензий.
- Сопоставление текста с его визуальной интерпретацией (например, просмотр мультфильмов, фильмов по мотивам прочитанных произведений).