Орфограммы: понятие и характеристики
Орфограмма – центральное понятие методики изучения правописания. Существуют различные определения орфограммы, в каждом из которых подчеркивается тот или иной аспект понимания термина.
В целом под орфограммой понимают совокупность условий, определяющих выбор того или иного написания, зависящий от литературной нормы.
На практике орфограмму понимают более упрощенно как позицию в слове (чаще всего – в определенной морфеме), в которой возможно допустить ошибку в выборе верного варианта написания.
Наряду с понятием орфограммы используется и такое понятие, как ее опознавательные признаки. Под ними следует понимать ряд условий (сигналов), которые свидетельствуют, что перед пишущим находится орфограмма определенного типа. То есть опора на опознавательные признаки позволяет понимать, что в данной позиции возможна ошибка, поэтому необходимо применять соответствующие знания о нормах правописания.
Типология орфограмм включает несколько вариантов. Школьная классификация имеет практическую направленность. Согласно ей выделяют:
- Орфограммы на стыке служебных и знаменательных слов (например, правописание предлогов, отрицательных частиц).
- Орфограммы в начале слов (выбор прописной или сточной букв в именах собственных).
- Орфограммы, определяющие написание значимых частей слова (правописание приставок, суффиксов, корней, окончаний).
- Орфограммы на стыке морфем.
Расширенная классификация включает дополнительные виды орфограмм:
- Орфограммы, связанные с написанием тех или иных частей речи.
- Орфограммы в словарных словах, не регламентируемых правилами.
- Орфограммы, связанные со сложными случаями правописания.
Методика изучения орфограмм
Методические аспекты изучения орфограммы связаны с общей работой по становлению и развитию орфографической грамотности.
Орфографическая грамотность – сложное понятие, включающее теоретико-практическую подготовку, позволяющую использовать знания в области литературной орфографической нормы в процессе написания слов.
В практике обучения в школе абсолютная орфографическая грамотность недостижима, поскольку в школьном курсе не изучаются все правила, а также из сферы изучения исключаются случаи написания редких и узкоспециальных слов (например, научные понятия и термины).
Конечной целью обучения является становление относительной грамотности, которая понимается функционально: ученик должен не просто знать правило, а приобрести навык написания слов, который автоматизирован и регулярно воспроизводится в процессе письменной коммуникации.
Знакомство с орфограммой начинается с изучения ее опознавательных признаков, которые позволяют дифференцировать ее от ряда других. Одновременно с этим происходит формирование и развитие умений видеть орфограмму в тексте, основанных на орфографической зоркости.
Орфографические умения, связанные с выбором того или иного варианта написания, формируются на основе орфографической зоркости и навыков опознания орфограммы по ее основным признакам.
Большую роль в изучении орфографии имеет соблюдение единого орфографического режима. Графическая работа, проводимая на уроках русского языка, является важной частью формирования орфографической зоркости, поскольку позволяет ученику закрепить представления об опознавательных признаках орфограммы зрительным и моторным образом. Для этого необходимо графическое обозначение части слова, в которой содержится орфограмма, подчеркивание сомнительной графемы, а также обозначения условий, от которых зависит выбор правильного написания.
Типичные ошибки в написании и их профилактика
Ошибки на письме – частое явление при изучении орфографии. Они обусловлены как объективной сложностью русской системы правописания, так и трудностями в изучении орфографических правил и слабым знанием опознавательных признаков орфограмм.
Ошибки такого рода бывают двух видов:
- Ошибки, вызванные незнанием уже изученных орфограмм.
- Те, которые связаны с еще не изученными орфограммами.
Помимо того, выделяют недочеты, которые обусловлены неорфографическими причинами (описки).
Особняком стоят так называемые дисграфические ошибки, обусловленные имеющимися у индивида логопедическими проблемами. К ним относят случаи пропуска и замены букв, удвоения слогов, усечения слов, фонетические замены и проч.
Наиболее часто в письменных работах учеников встречаются следующие виды ошибок:
- Неверное написание безударных гласных в корне.
- Ошибки в написании приставок и неизменяемых суффиксов.
- Неверный выбор слитного и раздельного написания слов.
- Ошибки, связанные с незнанием грамматических категорий (например, смешение отглагольных прилагательных и причастий, слабое знание системы падежных окончаний).
Профилактика подобных ошибок включает следующие виды работ:
- Создание необходимых условий для сопутствующего повторения изученных правил.
- Систематизация и обобщение изученного орфографического материала, способствующего его запоминанию.
- Предупредительные диктанты, которые фиксируют внимание детей на проблемных с точки зрения написания местах в слове.
- Орфографические тренинги, позволяющие отрабатывать навыки правописания.
При отработке уже имеющихся ошибок важно выявить причины их возникновения и работать с их устранением. Например, если неправильное написание падежных окончаний существительных вызвано слабым знанием системы склонений, нужно актуализировать этот материал. Если причиной ошибки в написании Н и НН в суффиксе причастий становится слабое разграничение грамматических категорий (краткая / полная форма причастий), внимание ученика обращается на эти различия.