Описание внешности: понятие и функции
Описание внешности (иначе – портрет) – это важная часть художественного произведения. Помимо образа мира, явленного в произведении, изображенная реальность дополняется репрезентацией образа человека.
Традиционно в лингвистике и литературоведении описание внешности персонажа рассматривается с разных сторон:
- Литературоведение портрет интересует как внесюжетный элемент произведения, являющийся средством создания образа и его характеристики.
- Лингвистики рассматривает портрет с точки зрения его языкового содержания и способов речевого оформления.
Понимание портрета в литературоведении достаточно широко. Он включает не только описание лица и фигуры, но и характерные позы, жесты, костюм, особенности речевой манеры. Иногда частью портрета может стать значимая деталь (например, халат, открытая в самом начале книга, покрывшаяся пылью, продавленный диван).
Функции портрета в произведении:
- Информативная: через описание внешности героя читатель знакомится с ним, понимает его место в системе персонажей характер и отношение к нему автора.
- Характеризующая / оценочная: портрет является средством раскрытия внутреннего мира персонажа (например, глаза Печорина, которые «не улыбались», когда он смеялся; «красная рука» Базарова; медвежий фрак Собакевича и проч.).
- Художественно-изобразительная: описание человека являются частью художественной реальности, придавая ей наполненность и смысловую глубину.
- Эстетическая: портретная характеристика выступает феноменом художественной прозы, частью поэтического целого, призванного воздействовать на эмоциональную сферу читателя.
Структура портрета
Типологии портретных характеристик многочисленны. Они могут быть выделены по разным основаниям:
- По степени наполненности, содержательности описания внешности подразделяются на развернутые и краткие. Автор может обстоятельно описывать своего героя, а может ограничиться парой ярких черт.
- По характеру восприятия выделяют собственно описания, портреты, основанные на сравнении или на впечатлении от внешности персонажа.
- По структуре бывают концентрированные портреты (описание внешности дается единожды и не дополняется по ходу повествования) и деконцентрированные (портретные детали «рассредоточены» в тексте произведения). Тонким мастером последнего типа описания предстает Л. Н. Толстой, который дает динамические портреты героев «Войны и мира».
- По наличию / отсутствию установки на соответствие портрета реальности: реальный и фантазийный. Последний портрет характерен для фэнтези и фантастики.
- По ведущему принципу отображения реальности: романтический и реалистический.
Художественные формы описания внешности
Выделяют четыре основные формы описания человека в литературе:
- Физический портрет. Для данного типа описания характерна репрезентация основных физических (антропонимических) характеристик героя (возраст, внешность, телосложение, фигура). Каждая из частей портретного описания может стать значимой для создания образа (например, глаза: у княжны Марьи Болконской глаза «лучистые», у Наполеона – «холодные», «зеркальные»).
- Социальный портрет – это совокупность характеристик, дающих представление об общественном положении человека. Значимыми здесь являются детали костюма, предметный мир и даже фрагменты интерьера. Например, лохмотья служат знаком принадлежности к общественному «дну». В «Хамелеоне» А.П. Чехова новая шинель Елдырина становится знаком его социального статуса (так же, как конфискованный крыжовник в решете «сигнализируете» о нравственном облике полицейского надзирателе и его служебных «методах»).
- Духовный портрет – совокупность черт, раскрывающих внутренний мир персонажа. Духовный портер не равен психологическому. Через психологический портрет читатель проникает в особенности характера человека, угадывающиеся по его внешности. Понятие духовного портрета шире: он включает не только психологию персонажа, но и его поведение, размышления, особенности личности, которые акцентирует автор.
- Речевой портрет. Он представляет собой манеру речевого поведения персонажа. Обычно речевая характеристика является важнейшим средством создания образа, раскрытия его внутренних черт и средством авторской характеристики. Грубая речь Собакевича отражает особенности его «неотесанной» натуры, напротив, слащавая и бессодержательная речь Манилова подчеркивает его пустоту и прожектерство.
Таким образом, описание внешности в художественном произведении помогает воссоздать образ человека, наделить его характерными особенностями, выявляемыми в ходе читательского восприятия и оценки, а также репрезентировать место героя в системе персонажей и авторское отношение к нему.