Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Описание внешности: структура и художественные формы

Описание внешности: понятие и функции

Определение 1

Описание внешности (иначе – портрет) – это важная часть художественного произведения. Помимо образа мира, явленного в произведении, изображенная реальность дополняется репрезентацией образа человека.

Традиционно в лингвистике и литературоведении описание внешности персонажа рассматривается с разных сторон:

  1. Литературоведение портрет интересует как внесюжетный элемент произведения, являющийся средством создания образа и его характеристики.
  2. Лингвистики рассматривает портрет с точки зрения его языкового содержания и способов речевого оформления.

Понимание портрета в литературоведении достаточно широко. Он включает не только описание лица и фигуры, но и характерные позы, жесты, костюм, особенности речевой манеры. Иногда частью портрета может стать значимая деталь (например, халат, открытая в самом начале книга, покрывшаяся пылью, продавленный диван).

Функции портрета в произведении:

  1. Информативная: через описание внешности героя читатель знакомится с ним, понимает его место в системе персонажей характер и отношение к нему автора.
  2. Характеризующая / оценочная: портрет является средством раскрытия внутреннего мира персонажа (например, глаза Печорина, которые «не улыбались», когда он смеялся; «красная рука» Базарова; медвежий фрак Собакевича и проч.).
  3. Художественно-изобразительная: описание человека являются частью художественной реальности, придавая ей наполненность и смысловую глубину.
  4. Эстетическая: портретная характеристика выступает феноменом художественной прозы, частью поэтического целого, призванного воздействовать на эмоциональную сферу читателя.

Структура портрета

Типологии портретных характеристик многочисленны. Они могут быть выделены по разным основаниям:

  1. По степени наполненности, содержательности описания внешности подразделяются на развернутые и краткие. Автор может обстоятельно описывать своего героя, а может ограничиться парой ярких черт.
  2. По характеру восприятия выделяют собственно описания, портреты, основанные на сравнении или на впечатлении от внешности персонажа.
  3. По структуре бывают концентрированные портреты (описание внешности дается единожды и не дополняется по ходу повествования) и деконцентрированные (портретные детали «рассредоточены» в тексте произведения). Тонким мастером последнего типа описания предстает Л. Н. Толстой, который дает динамические портреты героев «Войны и мира».
  4. По наличию / отсутствию установки на соответствие портрета реальности: реальный и фантазийный. Последний портрет характерен для фэнтези и фантастики.
  5. По ведущему принципу отображения реальности: романтический и реалистический.
«Описание внешности: структура и художественные формы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Художественные формы описания внешности

Выделяют четыре основные формы описания человека в литературе:

  1. Физический портрет. Для данного типа описания характерна репрезентация основных физических (антропонимических) характеристик героя (возраст, внешность, телосложение, фигура). Каждая из частей портретного описания может стать значимой для создания образа (например, глаза: у княжны Марьи Болконской глаза «лучистые», у Наполеона – «холодные», «зеркальные»).
  2. Социальный портрет – это совокупность характеристик, дающих представление об общественном положении человека. Значимыми здесь являются детали костюма, предметный мир и даже фрагменты интерьера. Например, лохмотья служат знаком принадлежности к общественному «дну». В «Хамелеоне» А.П. Чехова новая шинель Елдырина становится знаком его социального статуса (так же, как конфискованный крыжовник в решете «сигнализируете» о нравственном облике полицейского надзирателе и его служебных «методах»).
  3. Духовный портрет – совокупность черт, раскрывающих внутренний мир персонажа. Духовный портер не равен психологическому. Через психологический портрет читатель проникает в особенности характера человека, угадывающиеся по его внешности. Понятие духовного портрета шире: он включает не только психологию персонажа, но и его поведение, размышления, особенности личности, которые акцентирует автор.
  4. Речевой портрет. Он представляет собой манеру речевого поведения персонажа. Обычно речевая характеристика является важнейшим средством создания образа, раскрытия его внутренних черт и средством авторской характеристики. Грубая речь Собакевича отражает особенности его «неотесанной» натуры, напротив, слащавая и бессодержательная речь Манилова подчеркивает его пустоту и прожектерство.

Таким образом, описание внешности в художественном произведении помогает воссоздать образ человека, наделить его характерными особенностями, выявляемыми в ходе читательского восприятия и оценки, а также репрезентировать место героя в системе персонажей и авторское отношение к нему.

Дата последнего обновления статьи: 18.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot